Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ" (с изменениями на: 04.07.2012)


      1. Технико-экономическое обоснование Программы


Разработка Программы вызвана необходимостью дальнейшего расширения возможностей населения по доступу к информации о социально-экономических, политических, культурных, научных и других актуальных аспектах жизни региона, оперативного оповещения граждан в случае возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций, соответствия запросам и ожиданиям потребителей, развития инновационной экономики региона.

Новгородская область относится к территориям с относительно развитым информационным пространством. В области официально зарегистрированы и действуют около 30 газет общественно-политической направленности, 7 радиостанций и 4 региональных телекомпании. Отмечается заметный рост информационных интернет-ресурсов.

Невысокая плотность населения и его низкая покупательная способность делают нерентабельным распространение печатных изданий в более чем половине районов области.

Имеющиеся центральные FM-радиостанции носят исключительно музыкально-развлекательный характер, а информационные врезки филиала федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Славия" (далее - филиал ФГУП "ВГТРК" "ГТРК "Славия") на радио "Россия" не превышают 1,5 часа в сутки.

В свою очередь, информационное телевизионное вещание филиала ФГУП "ВГТРК" "ГТРК "Славия" на каналах "Россия-1" и "Россия-24" составляет не более 3 часов в сутки с охватом около 70 % населения области. Наличие сетевых партнеров "ТНТ" (телекомпания "Триада", вещание в Великом Новгороде) и "ТВ-Центр" (телекомпания "Мста", вещание в г. Боровичи) также не позволяет комплексно решить вопрос по информационному обеспечению граждан.

Учитывая, что организация телерадиовещания на всей территории области с максимально широкой зоной охвата зрительской аудитории является малорентабельной (или в отдельных случаях убыточной), вероятность инвестиционных вложений в эту сферу со стороны частных структур в ближайшее время крайне низка.

Таким образом, в настоящих условиях организация работы полноформатных региональных государственных теле- и радиоканалов является единственной возможностью обеспечить конституционные права граждан на равный доступ к востребованной информации.

В этих целях в 2008 году Администрацией области была принята программа "Развитие телерадиовещательного имущественного комплекса Новгородской области на 2008 - 2010 годы", которая позволила не только провести модернизацию имеющихся ресурсов, но и начать подготовительные работы для практической реализации федеральной целевой программы "Развитие цифрового телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы", предусматривающей всеобщий и централизованный переход на цифровое вещание.

Современные стратегии развития телевидения как индустрии и как средства массовой информации в значительной степени определяются технологическим прогрессом и цифровой революцией. Внедрение цифровых технологий позволит резко увеличить как количество, так и качество доступных телевизионных программ. Уже после запуска первого цифрового мультиплекса (пакета общероссийских обязательных общедоступных телеканалов) телевещанием должно быть охвачено более 90 % населения страны. В настоящее время идет техническое и организационное согласование по включению в первый мультиплекс дополнительного 9-го регионального канала с его распространением на всей территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, для обеспечения дальнейшего развития телерадиовещательного комплекса Новгородской области необходимо решить несколько технологически взаимосвязанных задач:

обеспечить аналоговое телевизионное вещание во всех населенных пунктах области, в том числе труднодоступных и малонаселенных, используя возможности запущенной спутниковой передающей станции;

выполнить необходимые организационные, финансовые и технические условия для включения государственного регионального телеканала в первый мультиплекс;

обеспечить бесперебойный и постепенный переход от аналогового к цифровому телевизионному вещанию.

Решение указанных проблем невозможно без участия Администрации области и использования программно-целевого метода, так как инфраструктура государственных региональных теле- и радиоканалов находится в ее собственности, мероприятия по развитию телерадиовещания требуют межотраслевой координации, соотношения с федеральными программами и современными мировыми технологическими тенденциями, а их реализация в установленные сроки требует внедрения принципов индикативного бюджетного планирования, ориентированного на результат.

Основными рисками в реализации Программы являются:

несоответствие динамики обновления материально-технической базы телерадиовещательного комплекса области темпам ее износа;

возможность невключения в первый мультиплекс дополнительного 9-го регионального канала с его распространением на всей территории области.

Для минимизации названных рисков предусматривается:

мониторинг хода реализации мероприятий и Программы в целом;

привлечение общественности к экспертизе Программы и деятельности по ее выполнению;

публичность промежуточных и годовых докладов.