Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ" (с изменениями на: 06.12.2011)


      1. Технико-экономическое обоснование Программы


Согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года стратегией государственной политики является улучшение качества жизни населения, снижение уровня бедности.

Разработка Программы вызвана необходимостью реализации политики государства по организации социальной защиты населения на территории области.

В составе населения области имеются социальные группы, которые нуждаются в повышенном внимании общества и особой защите государства. Это пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и другие.

Обеспечение указанных категорий граждан различными формами социальной поддержки является фактором социального развития, способствующим улучшению социального здоровья общества.

Программа строится на признании за отраслью социальной защиты основополагающего значения в обеспечении прав граждан на полноценные жизнь и здоровье, в развитии и сохранении человеческого капитала области.

В настоящее время к основным направлениям социальной политики относятся реабилитация инвалидов, снижение уровня бедности населения, укрепление системы социальной защиты семьи, создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В области проживает 86154 инвалида, что составляет 13,0 % общей численности населения. К категории "ребенок-инвалид" относится 2459 человек.

Необходимость принятия комплекса мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей их интеграцию в общество, определяется значительным количеством лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.

В течение всего периода выполнения Программы будут реализовываться меры по обеспечению жизнедеятельности, доступа к информации и социокультурной реабилитации инвалидов.

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению количества малообеспеченных граждан. Если по состоянию на 1 января 2005 года доля населения с доходом ниже прожиточного минимума к общей численности населения составляла 26,7 %, то, согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области, на 1 января 2008 года этот показатель снизился до 20,2 % и составляет 132 тысячи человек. По данным комитета за 2008 год, значение этого показателя прогнозируется на уровне 18,5 %.

Ожидаемая доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума к 2011 году составит 14,0 %.

На учете в органах социальной защиты населения области зарегистрировано 20 тысяч малообеспеченных семей, в которых проживает 27 тысяч детей. Низкий уровень доходов в этих семьях не позволяет им удовлетворять определенный перечень минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, затрудняет достойное существование.

Предоставление мер государственной поддержки семьям с детьми, профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности являются одними из важных направлений в работе органов социальной защиты населения области.

В данной сфере необходимо повышение уровня и качества жизни семей с детьми, обеспечение защиты их прав, предоставление государственных социальных услуг и оказание адресной социальной помощи, организация отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества безнадзорных детей. Это результат целенаправленной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, усиления профилактической составляющей в работе государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей области. Удельный вес безнадзорных детей в области по итогам 2007 года составил 1,1 %, что ниже среднероссийского показателя.

Программа предусматривает мероприятия, направленные на социальную поддержку семей, повышение эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей области, пропаганду семейных ценностей и положительного опыта воспитания детей.

Приоритетными направлениями в области социальной защиты пожилых граждан и инвалидов являются укрепление материально-технической базы, развитие сети государственных учреждений социального обслуживания области. Большинство социальных учреждений размещены в приспособленных зданиях и помещениях и нуждаются в капитальном ремонте.

Программой предусмотрено создание автономных учреждений социального обслуживания области путем реорганизации действующих государственных учреждений.

Переход на организационно-правовую форму автономного учреждения позволит поднять качество и доступность услуг, расширить спектр услуг, оптимизировать расходы областного бюджета на их оказание, поднять уровень жизни работников учреждений социального обслуживания области, сократить риски возникновения негативных финансовых последствий для областного бюджета вследствие злоупотреблений, административных ошибок и неэкономного использования ресурсов.

С созданием автономных учреждений появится возможность:

перейти от сметного финансирования государственных учреждений к финансированию на основе государственного задания;

увеличить финансовую независимость учреждений;

сократить неэффективные затраты;

повысить заработную плату работников учреждений.

Решение поставленных задач с использованием программно-целевого метода обеспечит комплексный и целенаправленный охват задач программными мероприятиями, больший уровень эффективности использования бюджетных ресурсов и лучшую согласованность их объемов с достижением ожидаемых результатов.

Реализация Программы будет способствовать достижению социального и общеэкономического эффектов в виде создания условий для развития человеческого потенциала и повышения качества жизни посредством оказания мер социальной поддержки.

В числе расходов областного бюджета на финансирование реализации Программы наибольший удельный вес (86,66 %) занимают затраты, связанные с совершенствованием организации оказания социальной помощи пожилым гражданам и инвалидам. Значительная часть этих финансовых средств будет выделена на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения области. На развитие государственных учреждений социального обслуживания области (капитальный ремонт) будет направлено 94,0 % внебюджетных средств, привлеченных для реализации мероприятий Программы.

(в ред. Постановления Администрации Новгородской области от 21.12.2010 N 624)