Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2020 ГОДЫ" (с изменениями на: 27.11.2013)

1. Технико-экономическое обоснование Программы


Разработка Программы вызвана необходимостью дальнейшего повышения качества и расширения доступности образования, усиления его соответствия стратегическим ориентирам образовательной политики Российской Федерации, основным направлениям развития экономики области, запросам и ожиданиям граждан.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование", в том числе комплексного проекта модернизации образования, исполнение указов Президента Российской Федерации по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выполнение мероприятий областной целевой Программы развития образования и науки на 2006 - 2010 годы позволили получить ряд важных результатов, характеризующихся повышением результативности деятельности в системе образования, снижением неэффективных расходов, усилением общественного участия в управлении образованием.

Вместе с тем в системе образования области сохраняется комплекс проблем, решение которых требует использования программных методов.

Одной из главных проблем является несоответствие динамики обновления учебно-материальной базы образовательных учреждений темпам ее износа. Доля финансирования расходов на учебно-материальную базу в общем объеме расходов в 2009 году составила 2,3 %. Износ основных средств в системе образования составляет свыше 50,0 %. В результате лишь 71,7 % школьников обучаются в условиях, соответствующих современным требованиям.

Износ технологического и холодильного оборудования школьных пищеблоков не позволяет достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей при производстве продукции, что в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве питания школьников. Износ оборудования столовых в школах области составляет в среднем 80,0 %.

Имеют место проблемы, связанные с доступностью качественного образования.

В области недостаточно образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. На начало 2010/2011 учебного года очередь в эти учреждения составляет 1297 детей.

Охват детей-инвалидов дистанционным образованием составляет 55,0 %.

Нуждается в оптимизации система работы с одаренными детьми. Существующий спектр программ дополнительного образования на эту категорию детей ориентирован недостаточно. Результативность участия школьников области в конкурсных мероприятиях, проводимых на международном и всероссийском уровнях, остается низкой.

Актуальной является проблема эффективного использования информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов. К 2010 году 98,9 % учителей повысили квалификацию в области современных информационных технологий. Изучение и использование информационно-коммуникационных технологий позволило усовершенствовать систему управления образованием на уровне образовательного учреждения, решить ряд профессиональных проблем руководителей общеобразовательных учреждений. Однако в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии применяют лишь 67,7 % педагогов. Дальнейшее развитие кадрового потенциала работников образования области в сфере информационно-коммуникационных технологий связано с внедрением и эффективным использованием в системе образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения.

В соответствии с Решением Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 18.02.2010 N А4-2423 и Соглашением об организации работ по внедрению в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации пакета свободного программного обеспечения, разработанного в рамках приоритетного национального проекта "Образование", между Федеральным агентством по образованию и Администрацией Новгородской области с 2009 года начался переход общеобразовательных учреждений, С(К)ОУ, ЦПМСС, образовательных учреждений для детей-сирот на использование разработанного пакета свободного программного обеспечения. Для реализации данного мероприятия необходимы информационно-техническая и методическая поддержка учебного процесса с использованием пакета свободного программного обеспечения (проведение семинаров и издание методических материалов) и обучение административно-педагогических и педагогических работников внедрению и использованию пакета свободного программного обеспечения.

В школах области в учебном процессе используется более 4070 современных компьютеров, 750 мультимедийных проекторов, 370 интерактивных досок. Вместе с тем в настоящее время использование электронных образовательных ресурсов в образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана.

Дальнейшее развитие содержания сайтов образовательных учреждений связано с внедрением и эффективным использованием новых информационных сервисов, систем и технологий, оказанием услуг в сфере образования в электронном виде.

На сегодняшний день существует потребность в приобретении 18 школьных автобусов. В 2012 - 2015 годах необходимо произвести плановую замену старых автобусов выпусков до 2004 - 2007 годов.

Существующее состояние фондов школьных библиотек не позволяет качественно выполнять многие образовательные задачи и требования федерального государственного образовательного стандарта, особенно по гуманитарным дисциплинам. Без постоянного и активного чтения невозможно овладеть навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, базовыми умениями анализа текста. Библиотечный фонд школьной библиотеки (без учебников) должен состоять из библиографического ядра фонда, типового для всех школьных библиотек, позволяющего обеспечить нормальный ход учебно-воспитательного процесса в соответствии с государственными стандартами.

Одной из главных проблем в системе профессионального образования является противоречие между ростом потребности экономики области в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, низкая заработная плата молодого специалиста. Кроме того, существующая несогласованность номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие области.

В качестве одной из основных проблем следует назвать низкую степень информирования населения о состоянии дел в системе образования. Несмотря на объективно высокие показатели результативности общего образования, уровень удовлетворенности населения его качеством составляет только 54,6 %.

Решение названных проблем программно-целевым методом более эффективно по сравнению с планово-нормативным, поскольку обеспечивает возможность учета стратегических приоритетов социально-экономического развития области, снижает риск неэффективного использования финансовых ресурсов, создает условия для комплексной реализации мер по развитию учебно-материальной базы образовательных учреждений, способствует внедрению механизмов, направленных на усиление связи заработной платы педагогических работников с результативностью и качеством труда.

Основными рисками в реализации Программы являются:

отставание темпов роста заработной платы педагогических работников от средней заработной платы в экономике;

несоответствие динамики обновления учебно-материальной базы образовательных учреждений темпам ее износа.

Для минимизации названных рисков предусматривается:

мониторинг хода реализации мероприятий Программы и Программы в целом;

привлечение общественности к экспертизе Программы и деятельности по ее выполнению;

публичность промежуточных и годовых докладов о ходе реализации Программы.