В целях обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, развития общественного самоуправления в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства, создания условий для формирования конкурентной среды с сфере управления МКД, их содержания и ремонта, создания условий для экономии эксплуатационных расходов необходимо стимулирование развития общественного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Одной из форм управления МКД является управление путем создания ТСЖ. При данной форме управления собственниками самостоятельно осуществляется контроль за целевым расходованием средств на содержание и ремонт дома, качеством проводимых ремонтных работ, имеется возможность снижения расходов на содержание общедомового имущества, так как ТСЖ освобождены от налога на добавленную стоимость и налога на имущество.
На территории области по состоянию на 1 июля 2010 года имеется 5783 МКД, расположенных в городском округе и 21 муниципальном районе области, 9 % - дома довоенной постройки, 37 % построены до 70-х годов прошлого столетия, из них 15 % имеют высокую степень износа (свыше 66 %), более 60 % требуют проведения выборочного капитального ремонта либо инженерной системы, либо конструктивного элемента. Высокая степень износа обусловлена незавершенным ремонтом общедомового имущества МКД до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации 1 марта 2005 года, непринятием собственниками помещений решений по капитальному ремонту общего имущества МКД из-за низкой платежеспособности населения и значительной потребности в денежных средствах для восстановления технических характеристик жилищного фонда.
В настоящее время значительная доля жилищного фонда (более 60 % МКД) характеризуется неудовлетворительным техническим состоянием. Причинами возникновения этих проблем являются:
естественное старение МКД;
недостаточность средств на капитальный ремонт.
Программа предусматривает решение вопросов по проведению капитального ремонта МКД, формирование благоприятных условий для образования и деятельности ТСЖ и увеличение доли МКД на территории области, находящихся в управлении ТСЖ.
Это определяет целесообразность использования программно-целевого метода решения указанной проблемы, поскольку она носит комплексный характер и не может быть решена в течение одного финансового года.
Программа направлена на стимулирование инициативных собственников на управление МКД путем создания и реализации способа управления посредством ТСЖ.
Основными рисками при реализации Программы будут являться возникновение необходимости выполнения дополнительных работ, при которых возможно возникновение непредвиденных расходов, удорожание стоимости материалов, инфляционные процессы. Все риски завышения стоимости работ по капитальному ремонту МКД несет ТСЖ.