1. Технико-экономическое обоснование Программы
В Новгородской области проживает более 82,0 тыс.инвалидов, что составляет около 13% населения области. Из них 60% - инвалиды 1 и 2 группы. Численность детей-инвалидов - 2312 человек или 2% общего числа детского населения. Наблюдается высокий уровень инвалидности в связи с болезнями системы кровообращения, онкологическими заболеваниями и болезнями костно-мышечной системы. На их долю приходится 61% общего количества граждан, которые получают инвалидность.
Фактически каждый 8-й человек, проживающий в Новгородской области - инвалид.
Это свидетельствует о масштабности проблем, которые возникают в жизни инвалидов, и определяет необходимость принятия комплекса мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.
В последние несколько лет в области последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни, и не наблюдается рост инвалидизации населения.
В целях решения проблем инвалидов в Новгородской области применяется программно-целевой подход: реализуются 8 областных целевых программ, в которых предусмотрены мероприятия, направленные на создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в социально-бытовой, образовательной, профессиональной, культурной, иных сферах.
Сложившаяся система в целом обеспечивает потребности инвалидов в реабилитации. Однако до настоящего времени в области не созданы в полной мере условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктур, общественным и производственным зданиям. Первым этапом решения данной проблемы будет проведение мониторингов и разработка методических рекомендаций по формированию доступной среды для инвалидов.
Инвалиды ежедневно сталкиваются с многочисленными проблемами, так как не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию в общественной жизни. Нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий. Среди них дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает для инвалидов ряд мер государственной поддержки, но не решает всех проблем по комплексной реабилитации инвалидов. Согласно названному Федеральному закону государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, за счет средств федерального бюджета. Однако этот перечень лишь частично позволяет инвалиду решить проблему компенсации утраченных функций и не решает в полном объеме вопрос о социальной адаптации в сложившейся для него социально-бытовой среде.
В течение всего периода выполнения Программы будут реализовываться меры по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей инвалидов. Кроме того, предусмотрены средства на предоставление субсидии общественным организациям, реализующим общественно значимые программы по реабилитации инвалидов по зрению или слуху. Для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов предусматривается организация "социального такси".
Конечной целью реабилитационных мероприятий должна стать социальная адаптация инвалидов, позволяющая им успешно приспосабливаться к социальной среде, заниматься общественно полезным трудом и чувствовать себя полноправными членами общества.
Решение этой проблемы может быть только комплексным с участием органов социальной защиты населения, органов здравоохранения, культуры, занятости, общественных организаций инвалидов в разработке и реализации единой системы непрерывной реабилитации инвалидов.
Программа носит социальный характер и предусматривает ряд дополнительных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями.
Основным риском в реализации Программы является уменьшение средств областного бюджета, предусмотренных на ее реализацию.
2. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем средств областного бюджета для реализации Программы - 18650,0 тыс.рублей.
Затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные разработки, капитальное строительство, подготовку и переподготовку кадров, модернизацию технологии, создание элементов инфраструктуры, производственно-эксплуатационные нужды, дополнительные материальные и трудовые ресурсы для реализации мероприятий Программы не потребуются.
3. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
повысить уровень и качество жизни инвалидов, их конкурентоспособность на рынке труда;
определить социально значимые объекты, наиболее посещаемые инвалидами, для последующего создания в них доступной для инвалидов среды;
повысить эффективность реабилитации инвалидов с использованием технических средств реабилитации;
обеспечить доступность услуг "социального такси";
повысить социальную активность инвалидов и преодолеть их самоизоляцию при помощи занятий спортом и участия в культурно-массовых мероприятиях;
создать комфортную информационную среду для инвалидов;
повысить уровень социальной сплоченности и социальной стабильности инвалидов в обществе;
сформировать положительное отношение в обществе к инвалидам;
снизить уровень вторичной инвалидности.