Актуальность Программы обусловлена:
важностью проблемы занятости для социально-экономического развития области и благополучия ее населения;
необходимостью консолидации усилий социальных партнеров по смягчению ситуации на рынке труда области.
Комплексный подход к смягчению последствий финансового кризиса и использование программно-целевого метода предопределены:
многообразием и сложностью решаемых задач на региональном рынке труда;
потребностью в разработке и реализации системы мероприятий, включающих конкретные цели, ресурсы, сроки выполнения и исполнителей.
Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур к реализации эффективных мер по социальной поддержке безработных граждан и работников, находящихся под угрозой увольнения.
Реализация Программы позволит удержать ситуацию на рынке труда области в социально допустимых пределах, обеспечить стабилизацию численности работников в организациях, подверженных кризисным явлениям, сохранить их кадровый потенциал.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2009-2010 годах позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда области и не допустить роста регистрируемой безработицы. Уровень регистрируемой безработицы не превысил 2,7 %.
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2011 года составила 5305 человек, что на 2763 человека меньше чем на 1 января 2010 года (8068 человек).
По данным еженедельного мониторинга 174 организации области сообщили в органы службы занятости о планируемом высвобождении с января 2010 года по февраль 2011 года 3921 человека в связи с сокращением численности или штата работников.
На 12 января 2011 года 41 предприятие известило органы службы занятости о введении режима неполного рабочего дня для 2683 человек, 6 предприятий - о простое для 147 человек и 1 предприятие – об отпусках без сохранения заработной платы для 25 работников.
В соответствии с прогнозом численность работников, находящихся в режиме неполного рабочего времени по различным причинам, в отпусках без сохранения заработной платы, в 2011 году может составить около 6,5 тыс.человек.
Несмотря на позитивные изменения на рынке труда области сохраняется задача сконцентрировать усилия всех заинтересованных структур для поддержания и расширения занятости населения. Значительная часть жителей региона нуждается в помощи по трудоустройству. Среди них в первую очередь выпускники учебных заведений всех уровней образования, вступающие на рынок труда впервые, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, планирующие возвращение к трудовой деятельности, незанятые инвалиды, родители, воспитывающие детей-инвалидов, многодетные родители. При этом организации области испытывают дефицит в кадрах, в том числе квалифицированных.
В результате несоответствия спроса и предложения рабочей силы уровень общей безработицы может составить 6,5 % экономически активного населения области.
Ожидается, что в органы службы занятости за содействием в поиске работы в 2011 году могут обратиться около 19,0 тыс.человек. Численность зарегистрированных в службе занятости безработных может составить 15,5 тыс.человек.
В складывающейся ситуации в 2011 году потребуются дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда области, в том числе:
опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами (далее опережающее профессиональное обучение, стажировка) - 200 человек (из них 100 человек – работники, находящиеся под угрозой увольнения, 100 человек – работники организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства);
опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства (далее опережающее профессиональное обучение женщин, стажировка женщин) - 50 человек;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности - 110 человек;
профессиональная переподготовка врачей в соответствии с программами модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее профессиональная переподготовка врачей) - 25 человек;
организация общественных работ, временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда (далее организация общественных и временных работ) - 143 человека;
стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы (далее стажировка выпускников) с привлечением наставников - 100 выпускников, 30 наставников;
содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей - 150 человек (из них 112 человек – незанятые инвалиды, 38 человек – родители, воспитывающие детей-инвалидов, многодетные родители);
содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан - 656 человек;
оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных программ (далее адресная поддержка при переезде в другую местность для трудоустройства) - 17 человек.
Общая численность участников Программы составит 1451 человек. Мероприятия Программы позволят не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы свыше 1,5 %.
{В ред. постановления Администрации Новгородской области от 16 февраля 2011 года N 45; НГР: ru53000201100051}