Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2011 - 2013 ГОДЫ" (с изменениями на: 25.12.2013)

1. Технико-экономическое обоснование Программы


Политика на рынке труда области является составной частью общегосударственной политики занятости и включает систему мер и механизмов регулирования, направленных на обеспечение социальной защиты граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве, реализацию необходимых условий для экономического роста, сокращения бедности населения.

Программа включает комплекс мероприятий по осуществлению полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Программа нацелена на развитие эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан соответствующей работой, а работодателей - необходимой рабочей силой.

Ситуация на рынке труда области по результатам I полугодия 2010 года характеризуется снижением уровня регистрируемой безработицы с 2,7 % (на 1 марта 2010 года) до 2,0 % (на 1 июля 2010 года), снижением напряженности на рынке труда с 2,9 человека на вакансию (на 1 марта 2010 года) до 0,8 человека (на 1 июля 2010 года), сокращением численности безработных граждан (динамика снижения численности безработных граждан за последние 3 месяца составила 21,0 %), увеличением более чем в 2,5 раза заявленных работодателями вакансий (с 3330 вакансий на 1 марта 2010 года до 8489 на 1 июля 2010 года).

Несмотря на позитивные изменения общая ситуация на рынке труда области остается сложной. Угроза перерастания скрытой безработицы в открытую форму остается актуальной. На 1 июля 2010 года 76 предприятий известили органы службы занятости о введении режима неполного рабочего дня для 5105 человек, 11 предприятий - о простое 679 человек и 9 предприятий - об отпусках без сохранения заработной платы для 70 работников.

Основными причинами высокого уровня безработицы и напряженности на рынке труда области являются отсутствие рабочих мест в сельской местности, недостаточные темпы развития малого бизнеса, личных подсобных хозяйств, низкая трудовая мобильность, неполная занятость, высвобождение работников в условиях кризиса.

Наблюдается низкая конкурентоспособность на рынке труда области отдельных категорий граждан (молодежь без практического опыта работы, инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей и детей-инвалидов, другие категории граждан), обусловленная ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу.

Низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие секторы экономики, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.

Существует дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы. Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда.

Процесс трудоустройства граждан затрудняется низким качеством характеристик рабочих мест, значительное число вакантных рабочих мест имеет неблагоприятные условия труда или низкую заработную плату.

В условиях экономического кризиса все большее число граждан связывает поиск подходящей для себя работы с услугами службы занятости. В течение I полугодия 2010 года в органы службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 11,3 тыс. человек, что в 1,4 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (I полугодие 2009 года - 17,9 тыс. человек), из них признаны безработными 7,8 тыс. человек (в аналогичном периоде 2009 года - 10,8 тыс. человек, 2008 года - 4,4 тыс. человек). При содействии службы занятости в I полугодии 2010 года трудоустроены 6,0 тыс. человек, что составляет 53,0 % обратившихся (в аналогичном периоде 2009 года - 8,3 тыс. человек (46,0 %), 2008 года - 4,2 тыс. человек (54,0 %)).

Программа предусматривает дальнейшее развитие социального партнерства на рынке труда, так как функционирование и регулирование рынка труда области является сферой интересов не только органов службы занятости населения, но и органов местного самоуправления муниципальных образований области, учебных заведений, объединений организаций профсоюзов, работодателей.

Использование программно-целевого метода при решении поставленных задач будет способствовать созданию условий для осуществления государственной политики содействия занятости населения на территории области, обеспечению гарантий государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.