Недействующий

О ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ (с изменениями на: 30.12.2013)

3.1. Амбулаторно-поликлиническая помощь


Ведущим звеном в системе организации медико-санитарной помощи населению являются амбулаторно-поликлинические учреждения. В Новгородской области функционируют 74 учреждения поликлинического профиля. В их числе - 23 самостоятельных учреждения (1 поликлиника, 1 специализированный диспансер, 1 центр по профилактике и борьбе со СПИД, 15 центров общей врачебной (семейной) практики, 5 стоматологических поликлиник), 51 амбулаторно-поликлиническое подразделение в составе больничных учреждений, из которых 15 центров общей врачебной (семейной) практики, 15 фельдшерских здравпунктов и 296 фельдшерско-акушерских пунктов.

Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории области сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.

Третий уровень представлен городскими поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая: участковую терапевтическую службу, врачей-специалистов, кабинет профилактики, смотровой кабинет, кабинеты электрокардиографии, флюорографии, рентгенографии, "школы здоровья", лаборатории. В поликлиниках работают узкие специалисты в зависимости от численности населения, прикрепленного к данному лечебно-профилактическому учреждению, и структуры заболеваемости. В учреждениях третьего уровня развиваются стационарозамещающие технологии, создаются пункты неотложной помощи.

Второй уровень представлен межмуниципальными центрами, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи. В трех межмуниципальных центрах широко будут применяться стационарозамещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям, а также представлен широкий спектр диагностических процедур, в том числе специальные рентгенологические исследования.

Первый уровень - это консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в областных консультативно-диагностических поликлиниках, где проводятся консультации и диагностические исследования больным по направлениям из амбулаторно-поликлинических учреждений. Данные учреждения выполняют и организационно-методическую функцию.

Реализация данной модели амбулаторной службы позволяет осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволяет компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.

Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позволяет на третьем уровне значительно активизировать профилактическую работу, включая деятельность Центров здоровья.

Кроме того, в полном объеме используется дорогостоящее оборудование, компенсируется дефицит врачей-специалистов по требуемым профилям и, как следствие, снижаются сроки ожидания на диагностические исследования и на прием к врачам.

Укомплектованность врачебными кадрами амбулаторно-поликлинического звена выросла и составила 94,6 % (93,6 - в 2008 году), средними медицинскими кадрами - 99,9 % (99,0 - в 2008 году).

Объем амбулаторно-поликлинической помощи населению области (без учета платных посещений) составляет 9,9 посещения на 1 жителя, в том числе к врачам - 8,4 (9,0 - 2008 году), удельный вес посещений на дому - 6,9 % (6,9 - 2008 году), количество посещений с профилактической целью - 44,2 % (34,2 - 2008 году). Планируется дальнейшее увеличение числа посещений, в том числе за счет улучшения работы участковой службы с учетом ведения "Паспорта врачебного участка", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 255; роста профилактических осмотров всех видов (периодических, предварительных, осмотров декретированных групп населения и проведение дополнительной диспансеризации); увеличения патронажных посещений; развития стационарозамещающих организационных форм; внедрения новых видов по медицинскому (сестринскому) уходу на дому за маломобильными пациентами, перенесшими инсульт, онкобольными и другими хроническими больными; распространения выездных форм работы специалистов областных учреждений; совершенствования организации неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Таким образом, представленная модель обеспечивает повышение доступности и качества амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населению области. В 2011 - 2012 гг. планируется увеличить объем оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях до 9,9 посещений на 1 жителя области за счет увеличения амбулаторных посещений населения с профилактической целью.

С целью предупреждения обострения хронических заболеваний в период экстремальных погодных условий будет активизирована работа по диспансерному наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями, а также будет осуществляться обучение пациентов навыкам самопомощи.

С целью снижения социальной напряженности и суицидальных состояний в амбулаторно-поликлинических учреждениях будут развернуты центры кризисных состояний, налажена работа телефонов доверия.

За последние 5 лет в амбулаторно-поликлинических учреждениях области успешно развиваются стационарозамещающие формы оказания медицинской помощи. В 2010 году число койко-мест в дневном стационаре при поликлиниках составило 1730. Развитие дневных стационаров и приближение их к населению позволит уменьшить потоки госпитализации на койки круглосуточного стационара и повысить эффективность их работы.

В области открыты и функционируют 30 центров общей врачебной (семейной) практики. Средняя численность обслуживаемого населения центром общей врачебной (семейной) практики - 1500 человек.

В структуре медицинской помощи, оказываемой центрами общей врачебной (семейной) практики, 45 % занимает терапевтическая патология, по 15 % - неврологическая и отоларингологическая, 10 % - офтальмологическая, 5 % - хирургическая, 3 % - эндокринологическая и по 2 % - урологическая и акушерско-гинекологическая патологии.

В целях оптимизации амбулаторно-поликлинической помощи населению в 2011 - 2012 годах планируется организация пунктов неотложной помощи в поликлиниках г. Великий Новгород и 22 центральных районных больницах. Это позволит сократить объемы дорогостоящей скорой медицинской помощи, обеспечить перевод необоснованных вызовов на амбулаторно-поликлинический этап, что повысит доступность и удовлетворенность амбулаторно-поликлинической помощью населения.

В ходе модернизации здравоохранения планируется снизить дефицит кадров в амбулаторно-поликлиническом звене с 21,6 до 11,7 %. Необходимо доукомплектование врачами участковыми терапевтами, хирургами, врачами прочих специальностей: функциональной, ультразвуковой диагностики, рентгенологами, лаборантами.

Указанные мероприятия позволят обеспечить не только рост объемов амбулаторно-поликлинической помощи, но и повысить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, что увеличит показатели общей заболеваемости, в том числе социально-значимыми заболеваниями.

В свою очередь, своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и снижение преждевременной смертности населения, включая смертность в трудоспособном возрасте. Регион в процессе реализации программы модернизации выйдет на целевые индикаторы здоровья, качества жизни и общей смертности.