Наименование структурного подразделения первичной медико-санитарной помощи | Норматив | Было в 2010 году | Стало в 2011 году | Будет в 2012 - 2013 годах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Домовые хозяйства первой помощи | 180 | - | 89 | 180 |
Фельдшерско-акушерские пункты | 277 | 296 | 283 | 283 |
Врачебные амбулатории | 21 | 25 | 25 | 25 |
Офисы врача общей практики (на селе) | 25 | 22 | 22 | 25 |
В соответствии с приказом комитета по охране здоровья населения области от 16.09.2011 N 659-Д "Об организации первой помощи в сельских населенных пунктах, не имеющих на своей территории учреждений здравоохранения или их структурных подразделений" организовано обучение представителей поселений домового хозяйства правилам оказания первой помощи при несчастных случаях травмах, отравлениях и других заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью, и открыто 89 домовых хозяйств в населенных пунктах с численностью населения до 100 человек, оснащенных перевязочными, иммобилизационными материалами, телефонной связью с лечебно-профилактическими учреждениями.
В 2012 году в населенных пунктах с числом жителей менее 100, не имеющих фельдшерско-акушерских пунктов, планируется открытие еще 91 домового хозяйства.
975 населенных пунктов с населением до 100 человек расположены на расстоянии до 3 - 5 км от ФАПов и первичная медицинская помощь оказывается фельдшерами ФАПов. Все населенные пункты от 100 до 700 человек обеспечены ФАПами. Реорганизация действующих ФАПов в фельдшерские пункты нецелесообразна, так как все ФАПы выполняют свои функции в полном объеме.
В то же время число посещений на ФАП на 1 жителя в среднем всего 4,3 посещения в год. Несмотря на дополнительные выплаты из федерального бюджета нагрузка на фельдшера низкая. Материально-техническое состояние ФАПов не соответствует современным требованиям. Большинство зданий ФАПов требует либо капитального, либо текущего ремонта. Все ФАПы телефонизированы, пользуются закрепленным транспортом.
В 2011 году приобретены 2 передвижных фельдшерских пункта для обслуживания населения малых населенных пунктов с целью недопущения снижения доступности медицинской помощи.
С 2011 года ФАПы включены в реализацию программы обязательного медицинского страхования.
Фельдшерско-акушерские пункты в отдаленных сельских районах являются основным звеном, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в том числе на медицинских работников ФАПов возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально-значимых заболеваний, по выполнению рекомендаций врачей и по осуществлению динамического наблюдения за больными диспансерной группы. В соответствии с утвержденным порядком медицинской помощи на ФАПы возложены функции по наблюдению за больными туберкулезом (наблюдение за приемом лекарственных средств с целью предотвращения развития туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью) и снижения отрывов от лечения. На фельдшеров ФАПов возложена функция лекарственного обеспечения прикрепленного населения. В дальнейшем роль ФАПов в организации медицинского обслуживания населения будет усилена.
Решить проблему доступности первичной врачебной помощи жителям отдаленных сельских участков позволяет проводимое в области реформирование амбулаторной помощи по принципу семейного врача. На 1 января 2010 года в области организованы 30 центров общей врачебной (семейной) практики, в том числе 22 в сельской местности, полностью оснащенных кадрами и медицинским оборудованием, вычислительной техникой, санитарным транспортом.
В рамках программы модернизации в 2011 году открыты 2 центра общей врачебной (семейной) практики в Великом Новгороде, в 2012 году планируется открыть еще 4 центра общей врачебной (семейной) практики в Валдайском, Маловишерском, Шимском районах и в Великом Новгороде.
В области 5 сельских районов (Батецкий, Волотовский, Поддорский, Мошенской, Маревский), где проживают 32351 человек. В районных центрах медицинская помощь населению оказывается центральными районными больницами.
Планируемая сеть медицинских учреждений сельского здравоохранения Новгородской области по оказанию медицинской помощи в 2012 и в последующие годы в рамках территориальных программ развития здравоохранения будет продолжать оптимизироваться с целью обеспечения доступности медицинской помощи населению.
Специализированная помощь населению оказывается выездными врачебными бригадами областных учреждений здравоохранения.
В 20 центральных районных больницах запланированы текущие и капитальные ремонты, приобретение медицинского оборудования.
Преемственность между стационарными и амбулаторно-поликлиническими медицинскими организациями, особенно в сельской местности, является основой эффективной работы здравоохранения. Своевременная передача данных о проведенных и диагностических мероприятиях, а также их результаты, с одного этапа на другой, способствует улучшению качества лечения, повышению удовлетворенности пациентов медицинской помощью. Данный механизм будет реализован в полном объеме при внедрении информационных систем и создании единого информационного пространства в здравоохранении.