ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2009 года N 122
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Правительства Новгородской области
от 14.02.2014 N 93)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании
Постановления Правительства Новгородской области от 05.12.2014 N 596.
____________________________________________________________________
Во исполнение Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в целях установления основных требований к объему, качеству, порядку и условиям предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам стационарного социального обслуживания на территории области
постановляю:
1. Утвердить прилагаемый государственный стандарт стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Новгородской области.
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Первый заместитель
Главы администрации
В.Г.АЛФИМОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Правительства Новгородской области
от 14.02.2014 N 93)
1. Государственный стандарт стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Новгородской области (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
2. Стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые системой социальных служб области гражданам пожилого возраста и инвалидам (за исключением детей-инвалидов) в соответствии с Перечнем гарантированных социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам и другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, государственной системой социальных служб области, утверждаемым Правительством Новгородской области, и устанавливает основные требования к объемам, качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания на территории области.
(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 14.02.2014 N 93)
3. В Стандарте реализованы положения следующих нормативных правовых актов:
Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
4. Стандарт разработан на основе национальных стандартов Российской Федерации:
ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения" принят и введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (далее - Госстандарт) от 24 ноября 2003 года N 326-ст;
ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" принят и введен в действие Постановлением Госстандарта от 24 ноября 2003 года N 327-ст;
ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Ростехрегулирование) от 30 декабря 2005 года N 532-ст;
ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания" утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 534-ст;
ГОСТ Р 52498-2005 "Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания" утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 535-ст;
ГОСТ Р 52880-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 года N 558-ст;
ГОСТ Р 52882-2007 "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания" утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 года N 560-ст;
ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания" утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 года N 561-ст.
5. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на территории области осуществляется в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Социальные услуги по стационарному социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов в государственном секторе социального обслуживания могут предоставляться:
5.1. В доме-интернате для престарелых и инвалидов - стационарное учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного, временного (до 6 месяцев) проживания граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), а также инвалидов 1 и 2 групп старше 18 лет, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
5.2. В психоневрологическом интернате - стационарное учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного, временного (до 6 месяцев) проживания граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), а также инвалидов 1 и 2 групп старше 18 лет, страдающих хроническими психическими заболеваниями, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе (надзоре), обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
5.3. В специальном отделении стационарного учреждения социального обслуживания для престарелых и инвалидов - отделение, предназначенное для постоянного, временного (до 6 месяцев) проживания граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), а также инвалидов 1 и 2 групп старше 18 лет, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе (надзоре), из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также престарелых и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемых из учреждений органов внутренних дел.
В специальное отделение стационарного учреждения социального обслуживания для престарелых и инвалидов могут также направляться лица, систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
5.4. В отделении интенсивного ухода (милосердия) для престарелых и инвалидов стационарного учреждения социального обслуживания - отделение, предназначенное для постоянного, временного (до 6 месяцев) проживания граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), а также инвалидов 1 и 2 групп старше 18 лет, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
6. Основные факторы, определяющие качество предоставления социальных услуг стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - клиенты):
6.1. Документальное сопровождение предоставления социальных услуг:
устав стационарного учреждения социального обслуживания (далее - учреждение);
свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
положения о структурных подразделениях учреждения (при наличии);
руководства, правила, служебные инструкции, методики технологий и иные документы федеральных органов государственной власти, регламентирующие процесс предоставления социальных услуг и определяющие методы (способы) их предоставления и контроля;
штатное расписание учреждения;
должностные инструкции работников учреждения;
правила внутреннего и трудового распорядка учреждения;
документы на эксплуатируемые в учреждении оборудование, приборы и аппаратуру;
6.2. Требования к условиям размещения учреждения.
Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в здании (зданиях) или помещениях, доступных для инвалидов. Помещения должны быть обеспечены всеми видами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
Помещения по размерам и состоянию должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил пожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенные температура и влажность воздуха, запыленность, загазованность, шум, вибрация и т.д.).
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение персонала, клиентов и предоставление им услуг в соответствии с нормами, утверждаемыми в установленном порядке;
6.3. Наличие в учреждении специального и табельного технического оснащения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.), отвечающего стандартам, техническим условиям нормативных правовых документов и обеспечивающего надлежащее качество предоставляемых услуг социального обслуживания соответствующих видов в соответствии с ГОСТ Р 52882-2007 "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания";
6.4. Укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации.
Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
Социальные услуги должны предоставляться специалистами, имеющими соответствующие образование и квалификацию, обладающими знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей, в соответствии с ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания".
Работники учреждения должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
При оказании социальных услуг персонал учреждения должен проявлять к клиентам максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение, учитывать их физическое и психическое состояние;
6.5. Требования к информации об учреждении, о порядке и правилах предоставления социальных услуг клиентам.
Информация о порядке и правилах предоставления клиентам социальных услуг должна соответствовать требованиям Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством, обеспечивающим ее доступность для клиентов.
Учреждение обязано предоставить клиенту необходимую и достоверную информацию об оказываемых социальных услугах.
Информация об оказываемых социальных услугах должна содержать:
перечень социальных услуг, предоставляемых клиентам;
характеристику социальных услуг, область их предоставления и затраты времени на их предоставление;
государственный стандарт социальных услуг, требованиям которого должны соответствовать виды социальных услуг, качество и объем их предоставления;
условия и стоимость (полная или частичная оплата) предоставления социальных услуг;
обязанности клиента - получателя социальных услуг;
6.6. Наличие в учреждении собственной и внешней системы (службы) контроля за качеством предоставления социальных услуг.
Учреждение должно иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за качеством предоставления подразделениями и сотрудниками учреждения социальных услуг, за соответствием их Стандарту, другим нормативным правовым документам, регламентирующим отношения в области социального обслуживания.
Внешняя система контроля включает контроль, который осуществляют департамент социальной защиты населения Новгородской области, иные органы и организации в пределах своей компетенции.
(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 14.02.2014 N 93)
Система контроля должна включать этапы планирования, осуществления проверок, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков;
6.7. Оценка качества предоставления социальных услуг проводится по следующим показателям:
соответствие объема, количественных показателей предоставления социальных услуг, периодичности их предоставления требованиям Стандарта;
своевременность предоставления социальных услуг;
результативность (эффективность) предоставления социальных услуг.
Степень улучшения психоэмоционального и физического состояния клиентов, решение их правовых, бытовых и других проблем оценивается косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов (при этом должен быть обеспечен приоритет оценки качества предоставления социальной услуги клиентом).
7. Основные виды социальных услуг и условия их предоставления:
7.1. Социально-бытовые услуги:
7.1.1. Предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания.