Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ (ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 17.12.2016) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.12.2023 N 1549)


Необходимость разработки, цель и задачи Программы


Эффективное управление общественными финансами является основой стабильного социально-экономического развития Республики Татарстан. Устойчивые общественные финансы вносят существенный вклад в решение стратегических задач в сфере экономики и социальной сферы. Этой ролью общественных финансов и обусловлена необходимость разработки настоящей Программы. Цель Программы - обеспечение устойчивости финансовой системы Республики Татарстан как основы ее динамичного социально-экономического развития.

В качестве целевых показателей настоящей Программы определены:

величина государственного долга в объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики;

дефицит бюджета;

обеспеченность в полном объеме расходных полномочий муниципальных образований в рамках государственных социальных гарантий доходами местных бюджетов с учетом всех видов трансфертов;

наличие в составе бюджета Республики Татарстан бюджета развития и его ежегодный рост.

В Республике Татарстан в целом сформирована полноконтурная система управления общественными финансами. Вместе с тем стратегия развития Республики Татарстан и Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету на предстоящий период поставили стратегические задачи, решение которых позволит обеспечить социально-экономическое развитие республики темпами, необходимыми и достаточными для обеспечения нормативных параметров качества жизни населения.

В этой связи необходимо отметить наличие нерешенных на сегодня проблем в сфере устойчивого развития финансовой системы. К таким проблемам можно отнести следующие:

в условиях отсутствия регламента синхронизации программирования социально-экономического развития России и ее регионов нередко уже разработанные и реализуемые региональные программы вступают в противоречие, порой даже по целеполаганию, с федеральными программами. Аналогичные проблемы в республике существуют и при разработке программ и проектов на уровне муниципальных образований;

в консолидированном бюджете республики и в структуре местных бюджетов отсутствует раздел "бюджет развития";

региональные и муниципальные программы не представляют единого комплекса программ и проектов, взаимосвязанных по срокам, целям, задачам, результатам;

требует развития и дальнейшей регламентации процесс оценки эффективности реализуемых программ и проектов;

постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан принято решение о разработке регламента оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, однако в контур этого процесса не включены программы и инвестиционные проекты, затрагивающие интересы не только нескольких муниципальных образований, но и значительного числа населения (в частности, инвестиционные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства);

не применяется механизм внешнего финансового управления в муниципальных образованиях, демонстрирующих снижение бюджетной обеспеченности и низкую эффективность системы муниципального управления;

не переведены на нормативные принципы формирования бюджета нетиповые учреждения (государственные и муниципальные);

требуют развития и скоординированности процесс программирования и бюджетный процесс;

не завершен процесс оптимизации бюджетных учреждений, их функционала и численности работающих;

рост средней заработной платы по республике более высокими темпами, чем в ряде регионов, обусловливает рост бюджетных расходов на выполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, касающихся повышения заработной платы работников бюджетной сферы;

не завершена работа по инвентаризации мер адресной социальной поддержки и других преференций отдельным категориям граждан, а также хозяйствующим субъектам.

Сформулированные проблемы в значительной степени обусловлены как вновь появляющимися задачами в сфере социально-экономического развития республики, так и институциональными факторами, сформулированными в долгосрочной стратегии развития республики.

Для достижения сформулированной цели с учетом перечисленных проблем требуется решение следующих задач:

реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;

обеспечить повышение качества финансового менеджмента в системах государственного и муниципального управления;

завершить разработку нормативной правовой базы, регулирующей систему отношений субъектов в сфере управления общественными финансами;

повысить эффективность интеграции процессов социально-экономического программирования на республиканском и муниципальном уровнях с бюджетным процессом на всех его этапах.

Решение перечисленных задач будет осуществляться в рамках реализации соответствующих государственных программ Республики Татарстан.