Эффективное управление общественными финансами является основой стабильного социально-экономического развития Республики Татарстан. Устойчивые общественные финансы вносят существенный вклад в решение стратегических задач в сфере экономики и социальной сферы. Этой ролью общественных финансов и обусловлена необходимость разработки настоящей Программы. Цель Программы - обеспечение устойчивости финансовой системы Республики Татарстан как основы ее динамичного социально-экономического развития.
В качестве целевых показателей настоящей Программы определены:
величина государственного долга в объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики;
дефицит бюджета;
обеспеченность в полном объеме расходных полномочий муниципальных образований в рамках государственных социальных гарантий доходами местных бюджетов с учетом всех видов трансфертов;
наличие в составе бюджета Республики Татарстан бюджета развития и его ежегодный рост.
В Республике Татарстан в целом сформирована полноконтурная система управления общественными финансами. Вместе с тем стратегия развития Республики Татарстан и Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету на предстоящий период поставили стратегические задачи, решение которых позволит обеспечить социально-экономическое развитие республики темпами, необходимыми и достаточными для обеспечения нормативных параметров качества жизни населения.
В этой связи необходимо отметить наличие нерешенных на сегодня проблем в сфере устойчивого развития финансовой системы. К таким проблемам можно отнести следующие:
в условиях отсутствия регламента синхронизации программирования социально-экономического развития России и ее регионов нередко уже разработанные и реализуемые региональные программы вступают в противоречие, порой даже по целеполаганию, с федеральными программами. Аналогичные проблемы в республике существуют и при разработке программ и проектов на уровне муниципальных образований;
в консолидированном бюджете республики и в структуре местных бюджетов отсутствует раздел "бюджет развития";
региональные и муниципальные программы не представляют единого комплекса программ и проектов, взаимосвязанных по срокам, целям, задачам, результатам;
требует развития и дальнейшей регламентации процесс оценки эффективности реализуемых программ и проектов;
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан принято решение о разработке регламента оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, однако в контур этого процесса не включены программы и инвестиционные проекты, затрагивающие интересы не только нескольких муниципальных образований, но и значительного числа населения (в частности, инвестиционные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства);
не применяется механизм внешнего финансового управления в муниципальных образованиях, демонстрирующих снижение бюджетной обеспеченности и низкую эффективность системы муниципального управления;
не переведены на нормативные принципы формирования бюджета нетиповые учреждения (государственные и муниципальные);
требуют развития и скоординированности процесс программирования и бюджетный процесс;
не завершен процесс оптимизации бюджетных учреждений, их функционала и численности работающих;
рост средней заработной платы по республике более высокими темпами, чем в ряде регионов, обусловливает рост бюджетных расходов на выполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, касающихся повышения заработной платы работников бюджетной сферы;
не завершена работа по инвентаризации мер адресной социальной поддержки и других преференций отдельным категориям граждан, а также хозяйствующим субъектам.
Сформулированные проблемы в значительной степени обусловлены как вновь появляющимися задачами в сфере социально-экономического развития республики, так и институциональными факторами, сформулированными в долгосрочной стратегии развития республики.
Для достижения сформулированной цели с учетом перечисленных проблем требуется решение следующих задач:
реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;
обеспечить повышение качества финансового менеджмента в системах государственного и муниципального управления;
завершить разработку нормативной правовой базы, регулирующей систему отношений субъектов в сфере управления общественными финансами;
повысить эффективность интеграции процессов социально-экономического программирования на республиканском и муниципальном уровнях с бюджетным процессом на всех его этапах.
Решение перечисленных задач будет осуществляться в рамках реализации соответствующих государственных программ Республики Татарстан.