Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как в органах исполнительной власти, так и на уровне государственных учреждений.
Финансовый менеджмент органа государственной власти Республики Татарстан должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета во взаимосвязи с процедурами закупок для государственных нужд, учет и отчетность, финансовый аудит).
В ходе финансового менеджмента органа государственной власти должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых на мероприятия, осуществляемые структурными подразделениями, а также на оказание государственных услуг, осуществляемых подведомственными государственными учреждениями.
Работа по мониторингу качества финансового управления осуществляется в Республике Татарстан по различным направлениям, которые в настоящее время не сведены в единую формализованную методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в части мониторинга параметров качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств.
Программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем достижения намеченных целей и результатов.
Расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств при исполнении бюджета должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины.
Необходимо также отметить, что в рамках мониторинга качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств важное значение имеет зависимость оплаты труда руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан от результатов их профессиональной служебной деятельности.
В связи с этим возникает необходимость в применении системы мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, для использования ее результатов при оценке деятельности органов исполнительной власти и их руководителей в целях повышения их ответственности за достижение установленных показателей. При этом мониторинг качества финансового управления должен быть направлен на проведение анализа и оценки совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств, и охватывать все элементы бюджетного процесса: составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит.
Для проведения оценки качества финансового менеджмента могут использоваться следующие источники информации:
годовые отчеты главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
результаты проведенных в течение отчетного периода (год) контрольно-ревизионных мероприятий;
иные документы и материалы.
Оценка качества финансового управления должна производиться по следующим направлениям:
оценка механизмов планирования расходов бюджета;
оценка результатов исполнения бюджета в части расходов;
оценка исполнения бюджета в части доходов;
оценка управления обязательствами в процессе исполнения бюджета;
оценка состояния учета и отчетности;
оценка организации контроля.
На основании результатов итоговой оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств должен формироваться ежегодный рейтинг главных распорядителей бюджетных средств и публиковаться в сети Интернет.
На основании результатов оценки качества финансового управления для главных распорядителей бюджетных средств должны разрабатываться рекомендации, направленные на повышение качества финансового управления.
Внедрение единой формализованной системы мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, должно включать:
нормативное закрепление порядка проведения мониторинга качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств (утверждение положения об организации мониторинга);
проведение мониторинга качества финансового управления всех главных распорядителей бюджетных средств;
публикация результатов мониторинга качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств в сети Интернет;
формирование по результатам оценки сводного рейтинга главных распорядителей бюджетных средств.
Развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента должно быть направлено не только на дополнение и уточнение системы количественных показателей, характеризующих степень отлаженности бюджетных процедур, механизмов внутреннего финансового контроля, состояние бюджетной дисциплины, но и на обязательный учет показателей, характеризующих результативность бюджетных расходов в отчетном периоде.
Первоочередными мероприятиями по развитию систем внутреннего контроля и аудита являются: