Важнейшим мероприятием, проводимым в рамках упорядочения структуры государственного и муниципального сектора экономики (далее - государственный сектор), в том числе сектора государственного управления, является законодательное урегулирование вопроса об отнесении институциональных единиц к определенным секторам экономики.
В частности, организации, созданные публично-правовыми образованиями и получающие финансовые средства из бюджетов публично-правовых образований, в том числе в форме субсидий, могут быть отнесены к различным секторам экономики, как к сектору нефинансовых корпоративных предприятий или сектору финансовых учреждений, так и к государственному сектору, включающему в себя сектор государственного управления.
В 2014 - 2016 годах на федеральном уровне планируется определить институциональный охват государственного сектора, комплексно рассмотрев в соответствии с международными критериями существующие организационно-правовые формы юридических лиц, включая государственные внебюджетные фонды, государственные академии наук, государственные корпорации, государственные компании, имеющие специфические функции и особый правовой статус. В рамках этих решений аналогичную работу необходимо провести и в республике. Сегодня на территории республики осуществляют свою деятельность 256 унитарных предприятий (по сравнению с предыдущим годом их число уменьшилось на 23 единицы), из них 203 муниципальных унитарных предприятия, 40 республиканских унитарных предприятий и 13 федеральных государственных унитарных предприятий.
В состав государственного сектора входят и бюджетные учреждения. Их число вместе с муниципальными учреждениями после проведенных оптимизационных мероприятий составляет 5 032 юридических лица. Однако необходимо иметь в виду, что значительное число учреждений, ранее имеющих статус юридических лиц, сегодня являются филиалами базовых учреждений. В рамках новых требований в федеральном законодательстве, связанных с установлением определенных требований к учреждениям, потребуется провести большую работу по их реорганизации.
В отношении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности государственных (муниципальных) учреждений и предприятий следует отметить, что в 2014 году вступает в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций", устанавливающий новый порядок финансового обеспечения капитальных вложений в объекты недвижимого имущества публично-правовых образований.
Согласно новому порядку указанные вложения могут осуществляться:
путем заключения и исполнения государственных (муниципальных) контрактов органами власти (органами местного самоуправления) либо бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями в рамках переданных им указанными органами на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика;
за счет субсидий бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям.
В отношении функционирования государственных (муниципальных) унитарных предприятий необходимо отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации государственное (муниципальное) унитарное предприятие создается для производства определенной продукции, выполнения определенного вида работ или оказания услуг в случае отсутствия или ограниченности соответствующих предложений на рынках.
Однако в настоящее время деятельность большей части существующих унитарных предприятий не связана или косвенно связана с работой по указанным направлениям.
В целях повышения эффективности управления государственной (муниципальной) собственностью и общественными финансами государственные и муниципальные унитарные предприятия, деятельность которых не соответствует функциям соответствующего органа государственной власти (органа местного самоуправления), должны быть реорганизованы или ликвидированы. Для этого потребуется выработать критерии принятия решений о сохранении, преобразовании, акционировании или ликвидации унитарных предприятий.
При этом информационным базисом для формирования единого справочника будет являться база данных Единого государственного реестра юридических лиц Федеральной налоговой службы России. Необходимо разработать регламент информационного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления, регулирующий включение информационных баз данных Республики Татарстан в общую совокупность информационных баз данных по Российской Федерации, и порядок использования данных и доступа к ним со стороны исполнительных органов государственной (муниципальной) власти в республике.
Правильно будет отнести к государственному сектору экономики и органы управления (координации) этими секторами. Такими органами являются исполнительные органы государственной власти. В этой связи требуется предпринять меры по совершенствованию и системы государственного управления.
В республике проведена инвентаризация государственных и муниципальных функций на базе федерального и республиканского законодательств. Упорядоченный перечень государственных функций был утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.01.2000 N 22 "О мерах по совершенствованию деятельности органов государственного управления Республики Татарстан" в составе Кодификатора функций государственного управления Республики Татарстан (далее - Кодификатор). В соответствии с Кодификатором в составе положений об исполнительных органах государственной власти было осуществлено закрепление государственных функций за органами исполнительной власти в роли центров ответственности или участников.
Кодификатор постоянно поддерживается в актуальном состоянии путем внесения в него изменений и дополнений по результатам анализа изменений в нормативной правовой базе с соответствующей корректировкой положений об органах исполнительной власти.
По каждой функции государственного управления определены центры ответственности и индикаторы оценки эффективности их выполнения. На этой основе с 2001 года для каждого органа исполнительной власти ежегодно на трехлетний период формируется Государственное задание на управление.
Проект комплексной системы индикативного управления был разработан и для органов местного самоуправления. Этот проект, включающий, в том числе, Кодификатор функций муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, поселений), рекомендован Президиумом Совета муниципальных образований Республики Татарстан для применения.
В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан ежегодно Министерством экономики Республики Татарстан и Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан проводится функциональный анализ деятельности органов исполнительной власти, их структурных подразделений и подведомственных учреждений, в том числе на предмет дублирования, избыточности функций и полномочий с использованием методики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан и регулярно обновляемой. Последняя редакция утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2011 N 178 "Об утверждении методики функционального анализа эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и подведомственных им учреждений и регламента проведения функционального анализа эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и обеспечения реализации его результатов".
В целях повышения эффективности деятельности учреждений Республики Татарстан и муниципальных учреждений принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.06.2013 N 376 "Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на выполнение государственных работ государственными учреждениями Республики Татарстан и Методики расчета нормативной численности работников государственных учреждений Республики Татарстан, выполняющих государственные работы".
В целях упорядочения деятельности органов исполнительной власти в республике ведется работа по подготовке и утверждению административных регламентов исполнения государственных функций органов исполнительной власти, эту работу необходимо активизировать и завершить в течение 2014 - 2016 годов. Завершена разработка административных регламентов проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Вместе с тем пока еще не завершена работа по повышению эффективности деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти. В этой связи можно отметить следующие проблемы:
нередко министерства и ведомства прибегают к использованию подведомственных учреждений для передачи им своих полномочий. Кроме того, в ряде исполнительных органов муниципальной власти получила распространение практика привлечения сотрудников на условиях трудовых договоров, что не согласуется с тем, что функции муниципального управления должны реализовываться исключительно муниципальными служащими. Кроме того, предоставление муниципальных услуг муниципальными учреждениями или участие в предоставлении муниципальных услуг работников, не являющихся муниципальными служащими, создает проблему, связанную с рассмотрением жалоб при предоставлении муниципальных услуг. Вместе с тем Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 3 января 2014 года) порядок обжалования действий работников, осуществляющих предоставление муниципальной услуги по договору, не установлен;
как правило, структурные подразделения министерств и ведомств загружены неравномерно;
все еще значителен объем многократно запрашиваемой из разных ведомств и даже разных подразделений одного ведомства и подготавливаемой заново одной и той же информации;
в связи с наличием одного и того же типа полномочий у территориальных федеральных и республиканских органов власти существуют сложности в системе взаимодействия между ними, особенно при переводе предоставления услуг в электронный вид.
Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставит задачу перехода к режиму жесткой экономии бюджетных средств. Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан нацеливает органы власти всех уровней на проведение внутреннего аудита своих расходов и функций, формирование эффективной организационной структуры.
Необходимо также разработать книгу стандартов деятельности органа исполнительной власти с описанием передовых практик и технологий эффективного государственного управления. Упомянутыми документами определены направления повышения качества предоставляемых гражданам государственных услуг, модернизации сети оказания услуг за счет бюджетных средств.
В дальнейшем необходимо проводить работу по следующим направлениям: