Значительная роль в позитивном развитии республики принадлежит органам местного самоуправления. Республика Татарстан выделяется среди субъектов Российской Федерации большим количеством муниципальных образований. При этом главная сложность, в том числе в сфере межбюджетных отношений, состоит в значительной дифференциации муниципалитетов по социально-экономическому развитию и потенциалу.
Несмотря на ежегодный рост поступлений доходов в местные бюджеты в целом и проводимую работу по увеличению налогооблагаемой базы муниципальных образований, очевидно, что в условиях разного уровня налогового потенциала территорий республики законодательно закрепленные доходы объективно не могут создать одинаковых возможностей для всех органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Здесь важное значение имеет межбюджетное регулирование. Помимо обеспечения эффективности бюджетной системы и реализации принципов равенства и справедливости, межбюджетные трансферты выступают важным и довольно действенным инструментом реализации макроэкономической политики как на региональном, так и на муниципальном уровне.
Очевидно, что утвержденное федеральным законодательством закрепление доходных источников по уровням бюджетов не позволяет полностью обеспечить расходные обязательства муниципальных образований, особенно поселенческого уровня. И межбюджетные трансферты в современных условиях выступают инструментом выравнивания бюджетной обеспеченности и сбалансированности бюджетов муниципальных образований.
Межбюджетные трансферты местным бюджетам из бюджета Республики Татарстан составляют около 20 процентов общего объема расходов бюджета республики. Для повышения эффективности их использования необходимо создание устойчивых предпосылок и стимулов к повышению эффективности расходов местных бюджетов.
Бюджетная политика в области межбюджетных отношений с муниципальными образованиями должна быть направлена на повышение самостоятельности и ответственности местных бюджетов.
Наряду с созданием общих условий для повышения бюджетной самостоятельности, а значит, и ответственности органов местного самоуправления необходимо методологическое содействие со стороны Министерства финансов Республики Татарстан организации бюджетного процесса на местном уровне.
Органам местного самоуправления необходимо обеспечить соблюдение принципа прозрачности (открытости) бюджетного процесса, соблюдение сроков, состава и условий публикации необходимых сведений о формировании, рассмотрении и исполнении местных бюджетов, утверждение параметров бюджетной, налоговой и долговой политики.
В настоящее время из бюджета республики предоставляется значительный объем субсидий местным бюджетам. В 2013 году в общем объеме межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований доля субсидий составила 45 процентов.
Повышение эффективности и результативности предоставления субсидий местным бюджетам осуществляется установлением условий и критериев эффективности предоставления субсидий, ответственности за результаты использования и достижение поставленных целей.
Основным инструментом достижения целей предоставления субсидий будет оказание поддержки реализации муниципальных программ, что является необходимым условием достижения результатов соответствующих государственных программ Республики Татарстан.
Общие принципы распределения субсидий впоследствии должны быть установлены в соответствующих государственных программах республики.
Кроме того, планируется постоянно осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов, что будет способствовать повышению финансовой дисциплины.