Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ (ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 17.12.2016) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.12.2023 N 1549)


Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета


Обеспечение сбалансированности бюджета Республики Татарстан в долгосрочном периоде является одной из основных задач бюджетной политики республики. В настоящей Программе под сбалансированностью понимается соответствие расходных обязательств доходам бюджета. Основным критерием оценки сбалансированности бюджета является его устойчивость, то есть способность выполнять поставленные Программой социально-экономического развития республики задачи в условиях возможных негативных процессов в экономической системе страны или республики.

Для повышения устойчивости бюджета федеральным и республиканским законодательствами предусмотрен ряд ограничений (условий). Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации введены ограничения на размер дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (статья 92.1), а также на размер государственного (муниципального) долга (статья 107) и объем расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга (статья 111). В Бюджетном кодексе Республики Татарстан аналогичные ограничения установлены статьями 24, 31 и 33. Субъекты Российской Федерации могут вводить дополнительные ограничения на проведение политики государственных (муниципальных) заимствований.

Одной из отличительных особенностей бюджета Республики Татарстан является нормативный принцип его формирования, что позволяет установить уровень государственных социальных гарантий. Этот уровень относится к категории так называемого неснижаемого объема расходной части бюджета, и в этой ситуации основным предметом регулирования становится переменная часть бюджета, которая и является бюджетом развития.

В настоящее время и в долгосрочной перспективе основная роль в процессе формирования и использования эффективной системы прогнозирования и противодействия рискам для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы остается за федеральными органами исполнительной власти, поскольку они обладают основными полномочиями в сфере налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Субъектам Российской Федерации, в том числе Республике Татарстан, при этом необходимо выстраивать свою бюджетную политику в соответствии с основными направлениями и ориентирами, устанавливаемыми на федеральном уровне в качестве приоритетных.

Переход к формированию бюджета Республики Татарстан на основе государственных программ предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации государственной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации ресурсов на важнейших направлениях деятельности.

Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Татарстан необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям.

1) Разработка и реализация бюджетной стратегии Республики Татарстан.

Бюджетная стратегия Республики Татарстан (далее - Бюджетная стратегия) будет представлять собой документ, включающий долгосрочный (на срок 12 лет и более) прогноз основных параметров бюджета Республики Татарстан, факторов и условий формирования и реализации основных направлений бюджетной политики, основных параметров финансового обеспечения государственных программ Республики Татарстан с учетом целей, параметров и условий социально-экономического развития Республики Татарстан в долгосрочном периоде.

Основной ее целью является определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития Республики Татарстан в долгосрочном периоде, сформулированных в стратегических документах, решениях Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Татарстан и повышении эффективности бюджетных расходов.

При разработке Бюджетной стратегии необходимо исходить из следующих принципов:

определение Кабинетом Министров Республики Татарстан базового варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан, принятого для целей бюджетного планирования и прогнозирования (при наличии других вариантов), с учетом основных параметров долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;

постепенное снижение дефицита бюджета Республики Татарстан;

сохранение объема государственного долга Республики Татарстан на безопасном уровне;

полнота учета и прогнозирования финансовых ресурсов, регулятивных инструментов и структурных реформ, которые могут быть использованы для достижения целей и результатов государственной политики в соответствующих сферах (отраслях);

формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

принятие новых расходных обязательств с учетом их эффективности и возможных сроков и механизмов реализации в пределах имеющихся ресурсов;

обеспечение взаимного соответствия базового варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан и прогноза структуры расходов бюджета Республики Татарстан;

обеспечение достаточной гибкости объема и структуры бюджетных расходов, включая наличие критериев для их перераспределения либо сокращения в соответствии с новыми задачами при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;

создание системы управления бюджетными рисками, включающей формирование перечня рисков, оценку рисков по вероятности их наступления, степени их влияния, возможности управления рисками, а также комплекс мер по минимизации рисков и преодолению их последствий.

В соответствии с подходами, определенными на федеральном уровне по вопросу разработки бюджетных стратегий на всех уровнях бюджетной системы, с 2015 года планируется включать Бюджетную стратегию Республики Татарстан в состав документов бюджетного планирования с определением в Бюджетном кодексе Республики Татарстан ее основного содержания, а также в состав документов, вносимых в Государственный Совет Республики Татарстан одновременно с проектом закона Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан. Планируется установление полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан по определению порядка разработки и ведения указанной стратегии.

Необходимым условием для разработки Бюджетной стратегии является разработка и утверждение долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на соответствующий период (с определением его содержания, а также порядка разработки и корректировки).

2) Постепенное снижение дефицита бюджета Республики Татарстан.

В последние годы бюджет Республики Татарстан является дефицитным, что в основном было обусловлено последствиями глобального финансово-экономического кризиса. Кроме того, негативное влияние на величину бюджетного дефицита оказывает принятие федеральными органами в течение финансового года решений по изменению системы оплаты труда работников бюджетной сферы, изменению минимального размера оплаты труда, отдельных мер социальной защиты и других выплат из бюджета без соответствующей компенсации из федерального бюджета. С 2013 года значительное увеличение дефицита бюджета Республики Татарстан обусловлено преимущественно резким увеличением расходной части бюджета в связи с необходимостью реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, повлекших возникновение новых расходных обязательств.

Наличие дефицита бюджета требует источников его покрытия. До 2013 года источниками погашения дефицита бюджета Республики Татарстан преимущественно являлись бюджетные кредиты, привлеченные из федерального бюджета на возмездной основе. После проведения в 2012 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 1325 "О дополнительных условиях и порядке проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" реструктуризации задолженности Республики Татарстан перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам дальнейшее привлечение заемных средств на покрытие дефицита бюджета стало практически невозможным (за исключением целевых бюджетных кредитов из федерального бюджета).

В этих условиях для снижения бюджетного дефицита планируется проведение мероприятий в части повышения доходов бюджета путем погашения недоимки, повышения качества администрирования доходов, проведения работы с организациями-налогоплательщиками. В части расходов предполагается продолжить работу по экономии бюджетных расходов и оптимизации сети учреждений, в том числе за счет реорганизации неэффективных учреждений и организаций.

3) Поддержание безопасных уровня и структуры государственного долга Республики Татарстан.

Предельные объемы государственного долга Республики Татарстан, в том числе отдельно по прямым обязательствам и по государственным гарантиям, на период до 2038 года установлены распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.01.2013 N 10-р, которым также утвержден План мероприятий по сокращению государственного долга Республики Татарстан.