ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
ПРИКАЗ
от 23 мая 1995 года N 86
Об утверждении Временного положения об организации трудоустройства на предприятиях, в учреждениях и организациях лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы
Утратил силу приказом Министерства труда и занятости РТ от 17.04.2003 г. N 41
Зарегистрирован Минюстом РТ 15 июня 1995 г., рег. N 22
В целях совершенствования работы органов труда и занятости населения с категориями граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить "Временное положение об организации трудоустройства на предприятиях, в учреждениях и организациях лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы".
2. Признать утратившим силу постановление Госкомтруда Республики Татарстан от 25 января 1993 года N 1 "Об утверждении Временного положения о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите".
3. Руководителям городских центров и районных бюро труда и занятости в работе с категориями граждан, особо нуждающихся в социальной защите, руководствоваться "Временным положением об организации трудоустройства на предприятиях, в учреждениях и организациях лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы".
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления занятости Госкомтруда РТ Галеева Ф.Х.
Председатель
Государственного комитета
Республики Татарстан
по труду и социальным вопросам Д.К.Каюмов
Временное положение Об организации трудоустройства на предприятиях, в учреждениях и организациях лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы
1.1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных и специализированных рабочих мест.
1.2. Настоящее Временное положение разработано в соответствии с Законом Республики Татарстан "О занятости населения" и определяет порядок работы по организации рабочих мест для категорий граждан, которые не способны на равных конкурировать на рынке труда.
К таким категориям граждан относятся:
- молодежь (16-29 лет);
- одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
- многодетные родители, имеющие 3-х и более детей до 18 лет;
- женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста или детей-инвалидов;
- лица предпенсионного и пенсионного возраста, не имеющие права на полную пенсию;
- инвалиды III группы;
- лица, продолжительное время (1 год и более) не имеющие работы;
- лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда;
- беженцы;
- вынужденные переселенцы;
- воины-интернационалисты.
2.1. Решение проблемы обеспечения занятости вышеуказанных категорий граждан возможно по следующим направлениям:
а) Местные Советы народных депутатов своим решением устанавливают поощрительные меры для работодателей, создающих или выделяющих рабочие места для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и доводят их до сведения работодателей.
К таким мерам можно отнести:
- установление в пределах полномочий местных Советов народных депутатов льгот по налогам, сборам и другим платежам, причитающимся в местный бюджет;
- выделение финансовых средств из местного бюджета работодателям, принимающим на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и сохраняющим данное рабочее место сроком не менее одного года.
Размер выплачиваемых работодателю средств за трудоустройство каждого гражданина, направленного органами труда и занятости, может быть одинаковый для всех или дифференцированный в зависимости от категории принимаемых на работу граждан.
О своем согласии и готовности работать по данному направлению работодатели письменно извещают органы труда и занятости не менее чем за один месяц до установления квот местными Советами народных депутатов.
Органы труда и занятости после определения перечня предприятий, организаций, учреждений для работы по данному направлению в течение месяца оформляют трехсторонние договоры о квотировании рабочих мест.
Договор заключается между работодателем, местной администрацией (местными Советами народных депутатов) и органами труда и занятости (приложение 1) не менее чем за три месяца до начала календарного года и содержит в числе прочих обязательных сведений: информацию о категории граждан, об источниках финансирования (или налоговых льготах и платежах), а также о санкциях по отношению к стороне, не выполнившей условия договора.
В течение срока действия договора о квотировании лица, трудоустроенные в счет установленных по договору квот, не могут быть уволены по инициативе администрации предприятий, кроме случаев увольнения за нарушение трудовой дисциплины в соответствии с действующим законодательством о труде. Увольнение по любым основаниям (по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины) осуществляется при обязательном уведомлении органа труда и занятости, направившего их на данные рабочие места. На освободившееся рабочее место органы труда и занятости могут направлять для трудоустройства других граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
По окончании действия договора составляется акт (приложение 2) о выполнении условий договора по созданию или выделению рабочих мест, в котором указывается количество направленных и трудоустроенных граждан, отработанное ими время в период действия договора, причина увольнения, количество отказов в трудоустройстве с указанием причин отказа и который является основанием для предоставления льгот и применения санкций к работодателям.
б) Предприятиям, не принимающим участие в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, на условиях, указанных в пункте а), устанавливаются квоты, в соответствии с законодательством о занятости.
Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от общей численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации.
3.1. Право на установление квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с действующим законодательством имеют местные Советы народных депутатов.
3.2. Местные Советы народных депутатов по представлению соответствующих территориальных органов труда и занятости устанавливают предприятиям, организациям, учреждениям независимо от форм собственности (в дальнейшем именуются предприятие) в соответствии с действующим законодательством и с учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
При установлении квоты определяются конкретные предприятия, на которых она вводится, и ее размер для каждой категории граждан.
3.3. Преимущественным правом направления для трудоустройства на рабочие места, созданные в счет установленной квоты, пользуются безработные граждане из числа особо нуждающихся в социальной защите, состоящие на учете в органах труда и занятости.
3.4. Размер квоты и порядок ее ввода определяется ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на местном рынке труда, возможностей работодателей, финансовых возможностей региона на один календарный год с января по декабрь месяц. Размер квоты устанавливается до 5 % от общей численности работающих на предприятии.
3.5. О введении квоты предприятия информируются не менее чем за 3 месяца до начала ее введения.
3.6. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателем только по направлениям органов труда и занятости.
3.7. В течение срока действия квот, установленных местными Советами народных депутатов, граждане, трудоустроенные по квотам, не могут быть уволены по инициативе администрации предприятий, кроме случаев увольнения за нарушение трудовой дисциплины в соответствии с действующим законодательством о труде. Увольнение по любым основаниям (по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины) осуществляется при обязательном уведомлении органа труда и занятости, направившего их на данные рабочие места. На освободившееся рабочее место органы труда и занятости могут направлять для трудоустройства других граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
3.8. Ликвидация рабочих мест, созданных в рамках квот, производится по согласованию с местными Советами народных депутатов и органами труда и занятости.
4.1. Работодатели участвуют в реализации мероприятий, направленных на обеспечение занятости граждан, включая лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет необходимое количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости их специальное оборудование. В месячный срок с момента получения решения местных Советов народных депутатов о квотировании рабочих мест работодатель сообщает в соответствующий орган труда и занятости о создании дополнительных или выделении имеющихся рабочих мест в счет установленных квот.
4.2. В случае невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в счет установленной для данного предприятия квоты работодатель арендует, покупает, создает или оплачивает стоимость рабочего места, созданного на другом предприятии.
Несколько предприятий по предложению местной администрации или местных Советов народных депутатов и по договоренности между собой могут создать за счет своих средств цех или участок на одном из них.
4.3. При невыполнении установленной местными органами власти квоты или условий договора о квотировании рабочих мест, работодатели производят целевые финансовые отчисления в Фонд занятости в размере среднегодовой заработной платы работника на данном предприятии за предшествующие 12 месяцев.
Перечисление денежных средств производится работодателем по платежному требованию органов труда и занятости в безакцептном порядке.
Урегулирование споров по данному вопросу решается в установленном законодательством порядке, с извещением об этом местных органов власти.
4.4. Работодатели обязаны представлять в органы труда и занятости информацию о движении квотируемых рабочих мест. Информация должна быть представлена не позднее 10 дней с момента принятия решения об их выделении, ликвидации или перепрофилировании, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест.
5.1. Рабочие места для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, создаются за счет средств соответствующего местного бюджета, средств работодателей, Государственного фонда занятости, территориального фонда социальной поддержки населения, а также иных источников.
5.2. Для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств рабочие места, местные Советы народных депутатов в соответствии с действующим законодательством и в пределах своих полномочий устанавливают налоговые льготы.
Льготы предоставляются работодателям по истечении года на основании справок (приложение 3), выданных органами труда и занятости и представленных в местные финансовые органы.
5.3. Для финансирования мероприятий по оказанию содействия занятости лицам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, с учетом региональных особенностей местными органами власти могут создаваться целевые фонды за счет:
средств местных бюджетов;
средств внебюджетных фондов, образуемых местными органами власти;
отчислений работодателей на создание рабочих мест в пределах установленных квот;
средств республиканских фондов адресной социальной поддержки населения, социального страхования и других специализированных фондов;
добровольных взносов предприятий, общественных организаций и граждан;
средств, выплачиваемых по штрафным санкциям работодателями, не выполнившими установленных квот.
Начальник Управления
занятости Госкомтруда
Республики Татарстан Ф.Х.Галеев
_______________________________ _______________________________
место заключения договора дата заключения договора
Советы народных депутатов (Администрация)___________________________
________________________________________________________________________,
наименование города (района)
именуемая в дальнейшем "Администрация", в лице руководителя______________
______________________________________________, действующего на основании