Производственные мощности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области достаточные для переработки сельхозпродукции, производимой в общественном секторе и в личных подсобных хозяйствах граждан, это касается молока, зерна, плодоовощной продукции, льна.
Сбыт сельскохозяйственного сырья и готовой продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляется и будет осуществляться через созданные для этих целей структуры: областной оптовый продовольственный рынок, ОГУП "Агросбыт", а также самостоятельно, путем создания сети магазинов розничной торговли, открытия фирменных магазинов, как в области, так и за ее пределами. Более широкое развитие получит агрофирменная торговля продукцией птицеводства, свиноводства, овощеводства, звероводства.
С целью привлечения оптовых покупателей предприятия участвуют в областных и всероссийских выставках-ярмарках, в "ярмарках выходного дня" как в области, так и за ее пределами.
Наряду с этим возродится традиция проведения сезонных оптово-розничных ярмарок по продаже сельскохозяйственной продукции и продовольствия во всех районах области.
В качестве традиционного канала реализации продукции получит развитие, и будет укрепляться материально-техническая база местных рынков в районных центрах и крупных сельских населенных пунктах.
Предусматривается продажа на рынках, в рамках проводимых ярмарок, живого скота, особенно молодняка свиней и КРС; молодняка птицы.
Развитию инфраструктуры рынка будет способствовать организация интегрированных или кооперативных формирований по производству, переработке и торговле продукцией, а также создание внутри сельхозпредприятий замкнутого цикла: производство - переработка - реализация. Для этого необходимо принятие Федерального Закона "О холдингах и холдинговых компаниях".
В условиях финансового и экономического кризиса, разрыва ранее созданных производственных связей формирование интегрированных структур с замкнутым технологическим циклом производства (поле, ферма - перерабатывающие предприятия - финансовые структуры - оптовые базы - розничные торговые организации) является перспективным и целесообразным направлением.
В результате акционирования предприятий агропромышленного комплекса (в основном занятых в сфере переработки и обслуживания), их разобщенности, а также углубления экономического и финансового кризиса в аграрной сфере усилился локальный монополизм предприятий переработки сельскохозяйственного сырья, а также торговых и обслуживающих организаций в отношении сельских товаропроизводителей, который выразился в диспаритете цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. В создавшихся условиях даже высоко оснащенные в ресурсном отношении сельскохозяйственные предприятия стали работать с малым экономическим эффектом (особенно это касается предприятий животноводческого направления). Поэтому остро стоят вопросы нахождения выхода из создавшегося положения и поиска возможностей значительного повышения экономической эффективности предприятий аграрного производства.
Создание интегрированных структур обусловлено условиями рынка, жесткой конкуренцией на отечественном рынке продукции сельского хозяйства (особенно с более дешевой зарубежной, хотя и имеющей более низкие качественные показатели), небольшими объемами производства сельских товаропроизводителей, трудностями учета коньюктурного спроса на конкретные виды товаров, и, в конечном счете, появлением большего числа посредников на пути сельхозпродукции от поля (фермы) до магазина. В результате доля сельского товаропроизводителя в стоимости конечного продукта резко упала, что, соответственно, привело к снижению заинтересованности тружеников села и необоснованному большому оседанию созданного ими дохода в других отраслях экономики и даже в структурах криминального характера и теневого бизнеса.
Интегрированные структуры могут стать крепкими устойчивыми звеньями новой экономической системы, стабилизирующими конъюнктуру рынка сельскохозяйственной продукции. Создание агропромышленных формирований будет способствовать объединению финансового, аграрного, промышленного и торгового капитала; консолидации потенциальных возможностей отдельных предприятий; снижению издержек производства, переработки, хранения и реализации продукции, финансового риска, а также выравниванию экономических условий для предприятий-участников за счет сбалансированного механизма перераспределения доходов, ликвидации (или значительного сокращения) неплатежей, сокращения налогового бремени за счет уменьшения посреднических звеньев при реализации товаров; возрастанию доходов за счет реализации продукции, а также нахождения боле выгодных каналов сбыта. При этом создаются объективные возможности использования более эффективных техники, оборудования, технологий. Появляются условия для более полномасштабного, гибкого, разумного планирования, учета и использования информации о конъюнктуре рынка. Все это способствует созданию новых рабочих мест на селе, комплексному решению производственных и социально-бытовых вопросов.
При формировании агропромышленных фирм в первую очередь необходимо соблюсти принципы комплектности, завершенности производства конечной продукции и обеспечить интегрированным предприятиям равные экономические условия хозяйствования.
Не менее важным условием формирования интегрированных структур в области является соблюдение принципа добровольности. Решение о вступлении каждого предприятия в состав агропромышленных формирований принимается собранием акционеров (в акционерных обществах), вкладчиков (в обществах с ограниченной ответственностью), членов (в кооперативах). При этом необходимо подчеркнуть, что процесс разумной агропромышленной интеграции осуществляется на принципах убежденной добровольности, чтобы он не сводился к очередной кампании формального реформирования предприятий АПК.
Интеграция - процесс добровольный. Практика показывает, что эффективное функционирование созданной структуры наиболее вероятно при наличии предприятия - лидера. Принцип поиска (определения) ведущего предприятия - интегратора - одно из необходимых условий эффективного функционирования интегрированных структур. Безусловно, функции предприятия-лидера может выполнять более устойчивое в финансовом плане предприятие. Оно должно не только опережать по уровню развития другие предприятия, но самое главное - стать в организационно - технологическом отношении лидером среди участников интегрированного формирования.
Важное условие успешного функционирования агропромышленных формирований состоит в сохранении принципа экономического интереса каждого предприятия на определенных направлениях совместной работы.
При этом следует подчеркнуть, что одной из ключевых задач при создании интегрированных формирований является концентрация материальных и финансовых ресурсов учредителей с целью их использования для претворения в жизнь перспективных высокоэффективных проектов. Это особенно важно в настоящих условиях, когда инвестиционные ресурсы крайне ограничены.
Такие интегрированные структуры могут и должны получить развитие и занять соответствующее место в экономике области.
Проблемы интеграции в АПК должны решаться путем определения территориальных особенностей создания агропромышленных формирований; нахождения принципов и критериев развития горизонтальной и вертикальной форм агропромышленной интеграции; обеспечения гармонизации интересов партнеров технологических циклов производства, переработки и осуществления системы мер, обеспечивающих экономическую устойчивость агропромышленных формирований.
С принятием Правительством г. Москвы Программы развития оптовой торговли продовольствием, открываются каналы продвижения продукции на московский рынок.
Основу экономического регулирования аграрного рынка будет составлять совершенствование ценовых отношений между сельским хозяйством и другими отраслями, обеспечивающее ослабление и постепенное преодоление ценового диспаритета. С этой целью организовано проведение ежеквартального и ежегодного мониторинга цен, уровня издержек производства и реализации по основным видам сельхозпродукции, а также аналогичного мониторинга цен на материально-технические ресурсы, приобретаемые сельхозтоваропроизводителями, обобщенные результаты анализа позволят разработать и внести в Правительство РФ предложения по принятию мер, необходимых для формирования экономически обоснованных паритетных отношений в АПК.
Результаты проводимого департаментом АПК администрации области мониторинга цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию доводятся до районных сельскохозяйственных структур.
С целью изучения рынка в интересах сельских товаропроизводителей и обеспечения их необходимой информацией в районных сельхозуправлениях должны быть созданы маркетинговые службы, обеспеченные необходимой оргтехникой.