Принимаемые администрацией области и сельскохозяйственными товаропроизводителями меры позволяют сдерживать отрицательные тенденции в экономике сельскохозяйственного производства, но недостаточны для осуществления кардинального перелома.
Практически прекратился резкий спад производства сельскохозяйственной продукции и наметился его рост. Однако положение дел в АПК еще не вышло из границ критического состояния.
Из проблемных вопросов особое значение приобрели следующие:
плодородие земель и состояние мелиорированных сельскохозяйственных угодий;
семеноводство сельскохозяйственных культур;
защита растений от сорняков, болезней и вредителей;
защита животных от карантинных болезней;
состояние кормопроизводства;
племенная работа в животноводстве;
материально-техническое обеспечение предприятий АПК;
социальное обустройство села;
диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию;
обеспеченность кадрами сельскохозяйственных предприятий.
Программа является комплексом системных мероприятий по развитию АПК области и выполняет координирующие функции по отношению к региональным целевым подпрограммам, действующим в сельском хозяйстве Костромской области.
Современное состояние АПК области не в полной мере отвечает потенциальным возможностям региона. Инерционное развитие АПК, с опорой на действующие организационно-экономические механизмы, не может вывести село из кризиса. Для этого оказываются недостаточными и многие уже принятые постановления администрации области и действия по их выполнению.
Решение проблем АПК области в условиях ограниченности средств федерального и регионального бюджетов требует тщательного отбора приоритетных задач и направлений развития агропромышленного комплекса, концентрации финансовых средств на ключевых направлениях, максимального использования прибыли предприятий и кредитов банков.
Такой подход реализуется на базе комплексного использования программно-целевых методов, применение которых позволит эффективно решать проблемы села.
Аргументами в пользу разработки Программы для решения важнейших проблем АПК области до 2006 года являются:
учет общефедеральных и региональных интересов при постановке целей и отборе задач;
необходимость структурной перестройки (агропромышленного производства аграрного сектора);
сохранение и развитие потенциала крупных сельскохозяйственных предприятий, предприятий и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности;
координация деятельности предприятий различных форм собственности и подчиненности для укрепления экономики агропромышленного производства и обеспечения потребностей населения области по основным видам продукции за счет собственного производства;
требование наиболее рационального использования средств федерального и регионального бюджетов, направленных на реализацию программы;
привлечение собственных и заёмных средств участников Программы и ресурсов федерального и областного бюджета для решения общефедеральных и региональных задач.
Механизм решения задач, изложенных в виде системы программных мероприятий, которые увязаны по срокам и ресурсам, в первую очередь финансовым, представляет собой совокупность мер, направленных на достижение общих целей.
Неотъемлемой частью Программы служат организация управления, согласование совместных действий участников и контроль за ходом решения принятых задач развития АПК области.
Высокая эффективность затрат достигается на основе последовательной увязки экономического развития АПК области и коммерческих интересов частных предприятий, осуществляющих проекты и мероприятия в рамках единой Программы.