Основными направлениями развития розничной торговли на селе на ближайшие три года являются:
- охват товарооборотом не менее 50% денежных доходов сельского населения, направляемых на покупку товаров в сельской местности;
- расконсервирование и включение в активную деятельность ранее закрытых предприятий розничной торговли, а также их техническое перевооружение, а при необходимости их переспециализация с целью создания гарантированного приема от населения излишков сельхозпродукции, организации работы предприятий общественного питания, оказания населению бытовых услуг.
В сельской местности, как правило, приоритетным является направление развития сети типа магазинов "Продукты", "Товары повседневного спроса", в более крупных населенных пунктах, на центральных усадьбах хозяйств должны находить развитие магазины по продаже непродовольственных товаров, а в отдельных случаях и специализированные, обеспечивающие высокое качество торгового обслуживания;
- эффективнее использовать имеющиеся площади магазинов, путем преобразования их в магазин - приемозаготовительные пункты, занимающиеся наряду с торговлей, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов и ягод, грибов, легтехсырья, изделий народных промыслов, осуществлять прием заказов на бытовые услуги и недостающие непродовольственные товары сложного ассортимента;
- развитие развозной торговли по обслуживанию малочисленных населенных пунктов, там, где отсутствует стационарная сеть;
- установление удобных для покупателей режимов работы предприятий торговли.
Одно из важнейших направлений деятельности предприятий питания - восстановление массового питания и увеличение выпуска продукции собственного производства и реализация ее в сельских магазинах. Следует открывать в сельских магазинах отделы по продаже полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий.
Целесообразно развитие сети предприятий быстрого обслуживания (пончиковые, пирожковые, блинные, пельменные и т.п.). Перспективным направлением является освоение выпуска новых изделий с последующей продажей на всей территории района.
Целесообразно организовать на предприятиях питания производство безалкогольных напитков, кваса, выпечку хлеба и т.п.
Стратегическое направление массового питания - выпуск продукции для детей, удовлетворяющей потребности молодежи, открытие дискотек, вечерних баров и др., проведение тематических вечеров, дней национальной кухни, пожилого человека, сладкоежки и др.
По договоренности с хозяйствами осуществлять доставку горячего питания на места полевых работ. Стабилизировать работу социального общепита (рабочих столовых, в учебных заведениях и др.).
В целях насыщения потребительского рынка товарами предусматривается улучшение использования производственных мощностей, ранее законсервированных, по выработке колбасных изделий, безалкогольных напитков на основе местного ягодного сырья, кваса, хлебобулочных изделий за счет расширения ассортимента.
Для реализации программы закупочной деятельности необходимо восстановить сеть заготовительных пунктов в сельской местности, а также расширять закупки товаров сельскими магазинами по схеме магазин-заготпункт.
Третьим из направлений деятельности предприятий ОАО "Костромакоопцентр" является организация закупок сельхозпродукции и сырья, производимых в личных подсобных хозяйствах граждан.
Объем заготовительной деятельности в 2001 году составил 53,4 млн. рублей.
Одним из приоритетных направлений деятельности организаций потребительской кооперации является управление недвижимостью с целью повышения эффективности ее объектов.
Следует на местах провести реструктуризацию объектов недвижимого имущества для принятия решения о расконсервации объектов и развития материально-технической базы.
Как наиболее прогрессивные формы экономического сотрудничества и интеграции с хозяйствующими субъектами, не входящими в систему потребительской кооперации, следует рассматривать:
строительство на паевых началах производственных, закупочных и торговых предприятий;
эффективное совместное использование имеющейся материально-технической базы (диверсификация хозяйственной деятельности).
Должно получить развитие заключение с органами исполнительной власти муниципальных образований взаимовыгодных соглашений, предусматривающих:
сдачу в аренду потребительским обществам муниципальной собственности на льготных условиях под социально значимые объекты;
возможность передачи муниципалитетам собственности потребительского общества за долги;
- разработку механизма взаимозачетов задолженности по арендной плате за торговые площади в счет погашения стоимости сельхозпродукции, поставляемой в предприятия социальной сферы.
Как вариант использования собственности могут рассматриваться сдача в аренду незадействованных производственных мощностей и помещений, их продажа.
Эти мероприятия позволят довести объем розничного товарооборота к 2006 году до 430 млн. рублей.
На реконструкцию предприятий потребительской кооперации, замену технологического оборудования планируется за период реализации программы направить 9,1 млн. рублей собственных средств.