Личные подсобные хозяйства населения, садоводство и огородничество в течение 2003-2005 г.г. будут занимать важное значение в производстве сельскохозяйственной продукции в агропромышленном комплексе области. По оценке департамента АПК администрации области в 2002 году этим сектором аграрной экономики будет произведено продукции на 5403,4 млн. руб., что составит 64,5% от общего объема производства сельхозпродукции, производимого в области. Прогнозируется, что в 2003 году личными подсобными хозяйствами населения, садоводами и огородниками будет произведено продукции на 6038,9 млн. руб. (в ценах текущего года), это составит в общих объемах сельскохозяйственного производства 62,9%.
В течение рассматриваемого периода (2003-2005 г.г.) в общих объемах производства сельскохозяйственной продукции доля производства личных подсобных хозяйств населения, садоводов и огородников будет снижаться и к окончанию 2005 года составит на уровне 59,5%, что будет соответствовать объему производства на сумму 6720 млн. руб.
В Костромской области имеется 134,6 тыс. личных подсобных хозяйств граждан, за ними закреплено 84,1 тыс. га.
К 2005 году в личных подсобных хозяйствах поголовье крупного рогатого скота составит 46,1 тыс. голов, или 27% от поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств, в т.ч. коров 29,6 тыс. голов (36%), поголовье свиней 27,5 тыс. голов (51%), овец 23 тыс. голов (90%). Будет произведено молока 107 тыс. тонн, или 44% от всего производства, мяса 22,5 тыс. тонн (50%), яиц 108,5 млн. штук (24%). Производство картофеля прогнозируется 250 тыс. тонн (90%), овощей 150 тыс. тонн (94%).
Наименование | 2003г | 2004г | 2005г |
картофель | 247,8 | 264,2 | 270,9 |
овощи | 152,4 | 154,6 | 156,4 |
Молоко | 109 | 108 | 107 |
Мясо | 22,3 | 22,4 | 22,5 |
Яйцо, млн. шт. | 107 | 108 | 108,5 |
В расчете на 1 га пашни личные подсобные хозяйства производят продукции в стоимостном выражении 100,5 тыс. рублей.
Несмотря на важное экономическое и социальное значение личных подсобных хозяйств, Гражданский Кодекс РФ не определил их место в системе экономических отношений. Поэтому необходимо срочно принять Федеральный Закон "О личном подсобно хозяйстве", который определил бы правовой статус и упорядочил отношения к данной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Организационная работа должна быть направлена на создание кооперативов, товариществ, партнерств ЛПХ по совместной обработке земли, реализации продукции, материально-техническому обеспечению, взаимному кредитованию на объединении интересов с другими хозяйствующими субъектами. При создании таких условий желающих расширить личные подсобные хозяйства увеличится примерно на 30 процентов. Возрастет обрабатываемая ими земельная площадь, увеличится производство продукции.
Внедрение менее трудоемких технологий производства стоит основной задачей объединения личных подсобных хозяйств. В целях поддержки функционирования личных подсобных хозяйств населения в области предоставляются сенокосы, пастбища, закупаются излишки молока.
Программой предусматривается финансовая поддержка ЛПХ за счет средств областного бюджета:
-выплачивать пособия гражданам на содержание в личных подворьях в размере 400 рублей в год на каждую голову дойной коровы, в течении календарного года сверх одной головы, при условии реализации владельцем личного подворья по договорам с заготовительными и перерабатывающими предприятиями Костромской области не менее 700 кг молока, полученного от каждой коровы в течении года;
-субсидия на компенсацию части затрат граждан на приобретение зернофуража предоставляется владельцам личных подворий в форме выдачи 500 кг зернофуража на содержание одной свиноматки в год.
В программе предусматривается на эти цели ежегодно 1 млн. рублей.
Порядки оказания финансовой поддержки личных подсобных хозяйств ежегодно утверждаются губернатором области.
Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется Федеральным Законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". К нему издан Комментарий, разъясняющий практическое применение правовых норм. В приложении к нему приведены другие нормативные правовые акты, которыми также регулируют отношения по поводу ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Вместе с этим необходимо разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий формы, способы и размеры поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения органами государственной власти, органами местного самоуправления. В документе должны найти отражение:
-порядок предоставления льготных кредитов под залог садовых, огородных или дачных земельных участков, их освоение и благоустройство, приобретение и строительство жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений;
-порядок приобретения сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования через систему лизинговых компаний на льготных условиях;
-порядок обеспечения льготными кредитами на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в размере до 50% общей суммы сметных затрат с последующим погашением кредитов, а также процентов за их использование;
-порядок установления для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений норматива платы за электрическую энергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей;
-порядок введения льгот по оплате проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей на пригородном пассажирском транспорте до садовых, огородных и дачных земельных участков и обратно;
-порядок приема на баланс органов местного самоуправления и специализированных организаций дорог, системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, связи и других объектов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Учитывая, что на ближайшую перспективу на рынке области и в других регионах будет складываться высокая конкуренция по сельхозпродукции, т.к. спрос на нее будет значительно отставать от предложения, личные подсобные хозяйства населения, садоводы и огородники будут вынуждены работать при реализации программы в сложных условиях. В этот период темпы роста цен на сельскохозяйственную продукцию будут складываться ниже, чем темпы роста цен на потребляемые услуги и материальные ресурсы.
На развитие личных подсобных хозяйств населения, садоводства и огородничества будут негативным образом влиять такие явления:
- воровство сельскохозяйственной продукции и имущества в садах и огородах;
- снятие электрических проводов;