12. Необходимо четкое определение полномочий (прав и ответственности) деятельности субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Это является необходимым условием для устранения дублирования функций и полномочий между публично-правовыми образованиями и между исполнительными органами государственной власти (органами местного самоуправления) на уровне одного публично-правового образования, которое приводит как к увеличению бюджетных расходов, так и к размыванию ответственности за результаты деятельности.
13. Дальнейшее развитие законодательства в этой сфере должно исходить из следующих принципов:
возможность для муниципальных образований и их заинтересованность самостоятельно формировать свои расходные обязательства, исходя из интересов и предпочтений местных сообществ и общих приоритетов региональной политики в соответствующих сферах;
недопустимость возникновения "необеспеченных мандатов" и решений, влекущих возникновение выпадающих доходов;
объективная, формализованная и прозрачная система межбюджетных трансфертов;
наличие стимулов для повышения эффективности государственного (муниципального) управления и при необходимости санкций, обеспечивающих соблюдение законодательно установленных требований и финансовой дисциплины.
14. Для реализации указанных принципов, в частности, целесообразно:
отказаться от неформализованных каналов предоставления местным бюджетам финансовой поддержки из областного бюджета;
осуществить, начиная с 2012 года, постепенный переход к консолидации субсидий местным бюджетам в рамках ключевых направлений региональной политики (областных программ) в сферах совместного ведения с установлением условий и критериев эффективности их предоставления, ответственности за результаты использования и достижение поставленных целей предоставления;
проводить мониторинг управления государственным (муниципальным) долгом на региональном и местном уровнях с учетом показателей задолженности государственных (муниципальных) унитарных предприятий с целью предотвращения рисков возникновения обязательств у бюджетов по погашению накопленной задолженности;
предоставлять межбюджетные трансферты с учетом оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
15. С целью повышения эффективности управления государственной (муниципальной) собственностью предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности существования в составе вещных прав права хозяйственного ведения и права оперативного управления, исходя в том числе из возможности предоставления государственного имущества на иных основаниях.
Кроме того, становится актуальной задача оптимизации структуры органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью централизации исполнения специально созданными для этих целей организациями таких функций (непосредственно не связанных с государственным (муниципальным) управлением), как поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления соответствующими кадрами, строительство объектов государственной (муниципальной) собственности и т.п.
Реализация этого принципа в сфере управления финансовыми ресурсами на основе единого бюджетного счета, учета и составления финансовой отчетности доказала свою эффективность и создает предпосылки для его распространения на другие сферы деятельности публично-правового образования.
Эффективное решение обозначенных в разделе задач позволит получить реальное снижение бюджетных расходов на государственное управление и местное самоуправление.