Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011-2015 ГОДАХ"

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


13. Состояние и перспективы социально-экономического развития Костромской области:

Костромская область - один из крупнейших субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ. Площадь Костромской области 60,2 тыс. кв. км. Протяженность с севера на юг 260 км, с запада на восток 420 км. На севере Костромская область граничит с Вологодской областью, на юге - с Ивановской и Нижегородской областями, на западе - Ярославской, на востоке - с Кировской областью. По состоянию на 1 января 2011 года административно-территориальная структура Костромской области представлена 186 муниципальными образованиями, из них 24 муниципальных района, 6 городских округов, 12 городских и 144 сельских поселения. Численность постоянного населения Костромской области по состоянию на 1 января 2010 года составляет 688,3 тыс. человек, из них 472,4 тыс. человек - городское население, 215,9 тыс. человек - сельское население.

Социально-экономическое развитие Костромской области осуществляется в соответствии со стратегическими документами: Законом Костромской области от 14 октября 1997 года N 12 "Об инвестиционной деятельности в Костромской области", Концепцией промышленной политики Костромской области до 2020 года (утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 31 августа 2009 года N 279-ра), Концепцией развития агропромышленного комплекса Костромской области на период до 2020 года (утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 11 июня 2010 года N 146-ра), проектом Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2020 года, проектом Стратегии инвестиционной политики Костромской области на период до 2020 года, Схемой территориального планирования Костромской области, а также прогнозом социально-экономического развития Костромской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

Для наиболее эффективного достижения стратегических целей развития Костромской области в соответствии с параметрами целевого сценария в качестве приоритетных направлений следует выделить следующие: агропромышленный и пищевой комплекс; лесопользование, лесозаготовка и лесопереработка; электроэнергетика; дорожное хозяйство; жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; туризм; малое предпринимательство; банковский сектор; здравоохранение; профессиональное образование и занятость; экологическая безопасность.

Важным направлением совершенствования территориального размещения производительных сил является создание новых и укрепление существующих "точек роста" экономики Костромской области - зон опережающего развития.

1) Зона опережающего развития "Развитие лесопромышленного комплекса области".

Костромская область расположена в лесной зоне и занимает 6 место по запасам древесины в европейской части Российской Федерации и первое место среди регионов Центрального федерального округа. Лесные массивы занимают 76,4% территории Костромской области, запас древесины на корню составляет 726 млн. куб. м. Лесопромышленный комплекс Костромской области включает в себя 611 предприятий, на которых задействовано около 20% от всего занятого в промышленном производстве населения Костромской области.

Деревообрабатывающие предприятия области производят: фанеру, пиломатериалы, плиты ДВП, ДСП. В товарной структуре экспорта Костромской области продукция лесопромышленного комплекса составляет более 60%.

Опережающими темпами увеличивается промышленное производство в г. Шарье. Примером успешного развития предприятий по обработке древесины и производству изделий из дерева является ООО "Кроностар". На предприятии реализуется инвестиционный проект по организации производства широкого ассортимента древесных плит и заготовок из них для мебельной и строительной промышленности на базе безотходной переработки низкосортной древесины и древесных отходов.

В г. Мантурово Костромской области планируется строительство лесопильного завода и целлюлозно-бумажного комбината. Реализация инвестиционного проекта позволит повысить эффективность рационального использования лесного фонда области, увеличить объемы лесопереработки, объемы производства высококачественной продукции, изготавливаемой из местных возобновляемых сырьевых ресурсов.

В Буйском районе планируется организация производства древесно-плитных материалов, а именно строительство предприятия по производству высококачественной продукции (плит OSB, ДСП);

2) Зона опережающего развития "Строительство АЭС, п. Чистые Боры, Буйский район".

Электроэнергетика является одной их базовых отраслей экономики области, от устойчивой и бесперебойной работы которой во многом зависит рост экономики региона. Костромская область относится к числу энергоизбыточных территорий Центрального федерального округа. Установленные мощности электростанций составляют 3,8 млн. кВт/ч, что позволяет вырабатывать свыше 14 млрд. кВт/ч электроэнергии в год. Потребление электроэнергии для собственных нужд региона составляет примерно 1/4 от объема выработанной электроэнергии, включая потери. Энергоизбыточность Костромской области обусловливает целесообразность и экономическую оправданность размещения на территории региона энергоемких производств.

Основной производитель электроэнергии - филиал ОАО "ОГК-3" "Костромская ГРЭС" (производит 91% всей электроэнергии). Основной производитель теплоэнергии - ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" (производит 95,7% тепловой энергии, производимой электростанциями). Передачу электроэнергии до потребителей осуществляет сетевая организация ОАО "Костромаэнерго".

Дополнительное увеличение обеспеченности региона электроэнергией ожидается за счет запланированного к 2017 году ввода в эксплуатацию первых двух блоков Центральной АЭС в Буйском районе Костромской области. Установленная мощность каждого энергоблока составит 1170 МВт. Планируемое строительство АЭС привлечет значительный объем инвестиций, позволит повысить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, внедрить новые энергосберегающие технологии, решить вопрос обеспечения занятости населения. Выход АЭС указанной мощности на плановые производственно-экономические показатели позволит формировать за счет данного предприятия до 25 процентов доходов областного бюджета. При строительстве АЭС будут применены самые современные технологии, используемые при проектировании и строительстве атомных станций, которые обеспечат безопасность ее эксплуатации и защиту окружающей природной среды;

3) Зона опережающего развития "Ювелирная промышленность".

Ювелирная промышленность Костромской области имеет многовековые традиции, древнее село Красное-на-Волге стало старейшим центром ювелирного производства на Руси.

В области производством ювелирных изделий занимаются более 1300 различных предпринимательских структур с общим количеством занятых работников более 8 тысяч человек. Ежегодно ювелирной отраслью изготавливается около трети золотых и четверти серебряных ювелирных украшений, производимых в России, на сумму более 10 млрд. рублей.

Крупные предприятия отрасли, имеющие многолетний опыт работы: ОАО "Красносельский ювелирпром", ОАО "Костромской ювелирный завод". Молодые ювелирные предприятия региона: ООО "Костромская ювелирная фабрика "Топаз", ООО "Аквамарин", ООО "Инталия", ООО "Диамант", ООО "Ювелирный завод "Платина" и другие. Предприятия отрасли отличает высокое качество выпускаемых изделий, внедрение новаций в производственный процесс.

Ежегодно в городе Костроме проводится ювелирный фестиваль "Золотое кольцо России", в рамках которого ведущие отечественные и зарубежные компании демонстрируют собственные достижения в сфере ювелирного мастерства;

4) Зона опережающего развития "Текстильный кластер".

Костромская область является единственной областью в России, в которой представлен полный комплекс отраслей текстильной промышленности: льняной, хлопчатобумажной, шерстяной, а также комплекс организаций и НИИ, работающих на эти подотрасли. Льняной комплекс Костромской области - это более 50 организаций, начиная от учебных заведений, готовящих специалистов этой отрасли от среднего профессионального до высшего образования, научно-исследовательских институтов, специального конструкторского бюро, сельскохозяйственных предприятий, предприятий текстильной промышленности и текстильного машиностроения, торговых домов, ателье, домов моделей, предприятий швейной и трикотажной промышленности и пр.

В городе Костроме находятся два крупнейших и старейших в России льнокомбината ООО "БКЛМ-Актив", ОАО "Льнообъединение им. Зворыкина". Полностью реконструирована и стала одной из современнейших хлопковых фабрик ООО "СП "КОХЛОМА". Построен филиал московской шерстопрядильной фабрики;

5) Зона опережающего развития "Развитие отрасли строительных материалов".

Отрасль промышленности по выпуску строительных материалов является главной составной частью строительного комплекса Костромской области, на ее долю приходится около 70% материальных ресурсов, потребляемых строительством.

На территории региона зарегистрировано более 70 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, в том числе 7 крупных хозяйствующих субъектов: ОАО "Агротекс-ЖБИ", ОАО "Солигаличский известковый комбинат", ООО "Нерехтский завод керамических материалов", ООО "Воскресение", ОАО "Костромской силикатный завод", ООО "СУ Жилстрой", ООО "Костромской завод кровельных материалов".

Для удовлетворения потребности в цементе при реализации национального проекта "Доступное жилье", а также для удовлетворения увеличивающегося спроса на стройматериалы по России в целом предназначено строительство цементного завода в г. Солигаличе Костромской области.

Обеспечение строительного рынка Костромской области высококачественными конкурентоспособными строительными материалами, изделиями и конструкциями, конкурирующими с импортной продукцией, предполагает доведение объемов жилищного строительства до 650-700 тыс. кв. м ежегодно. Это позволит обеспечить устойчивый рост объема ввода жилья, повышение его доступности для широких масс населения, повсеместное обеспечение жилищных условий в соответствии с установленными социальными нормативами и стандартами;