Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2006-2010 ГОДАХ"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Областная целевая программа "Информатизация образовательных учреждений Костромской области в 2006-2010 годах" является организационной основой осуществления региональной государственной политики в области информатизации образования. Программа разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации и Федеральной целевой программой развития образования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803.

Стратегия модернизации российского образования на период до 2010 года состоит в повышении доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. В условиях информационного общества без информатизации учреждений образования невозможно практически реализовать идеи модернизации региональной и муниципальных систем образования.

Необходимость разработки настоящей Программы обусловили следующие факторы:

- создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей единство образовательного пространства на всей территории страны, повышение качества образования в регионах, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;

- государственный заказ на обеспечение к 2010 году всеобщей ИКТ-компетентности педагогических работников и выпускников школ, на выравнивание уровня ИКТ-оснащенности общеобразовательных учреждений до минимально необходимого стандарта;

- актуальность совершенствования системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий;

- недостаток нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в области информатизации образования;

- недостаточная разработанность финансово-экономических механизмов информатизации образования.

За последние годы в результате реализации ряда программ (Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды в 2001-2005 годах", Федеральная целевая программа "Дети России", "Развитие электронных систем связи и информатизации Костромской области на период до 2010 года", "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы" и другие) были достигнуты определенные успехи в построении единой образовательной информационной среды.

Из основных достижений можно отметить следующее:

- в 2005 году средний показатель обеспеченности школьников компьютерной техникой в Костромской области составляет 27 учащихся на один компьютер и превышает аналогичный общероссийский показатель (40 учащихся на единицу техники), показатель обеспеченности учащихся учреждений начального профессионального образования составляет 17 учащихся на единицу компьютерной техники;

- 23% основных и средних сельских школ (62 из 269) получили бесплатный ассиметричный доступ к цифровым образовательным ресурсам спутникового информационного канала Ресурсного центра содержания общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации;

- 108 из 359 (30%) основных и средних школ области имеют доступ к сети Интернет, в том числе 63% городских школ и 23% сельских; 18 из 28 (64%) учреждений начального профессионального образования имеют выход в Интернет;

- формируется информационный ресурс регионального педагогического портала в Костромской областном институте повышения квалификации работников образования, созданы сайты регионального и муниципальных органов управления образованием (г. Волгореченск, г. Буй, Буйский район, Макарьевский район);

- в 2005 году создан и приступил к работе Региональный центр дистанционного обучения на базе Костромского института повышения квалификации работников образования, открыты 17 муниципальных ресурсных центров как структурных подразделений образовательных учреждений для обучения базовой ИКТ-компетентности работников образования на местах;

- апробируются формы дистанционного обучения школьников на базе областных экспериментальных площадок: Центра дополнительного образования для детей "Одаренные школьники"; муниципальной общеобразовательной гимназии N 15 г. Костромы;

- с 2003 года работает Региональный центр обработки информации "Эксперт-ЕГЭ", который успешно применяет технологии сбора, обработки и хранения электронных баз данных;

- доля педагогических работников школ области, обладающих ИКТ-компетентностью, увеличилась в 9 раз: с 5,5% (466 человек) в 2003 году до 51% (4063 человек) в 2005 году, 38% работников общеобразовательных учреждений прошли подготовку по программе Интел "Обучение для будущего" и овладели проектным методом, позволяющим осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению; до 60% работников учреждений начального профессионального образования владеют компьютерной грамотностью;

- реализуется практика сетевого взаимодействия в рамках пилотного эксперимента "Внедрение информационных коммуникационных технологий в образовательный процесс посредством создания корпоративной информационной образовательной среды" педагогическими коллективами общеобразовательных учреждений г. Галича, Галичского, Парфеньевского, Чухломского районов.

Несмотря на сложившиеся положительные тенденции в формировании единой информационной образовательной среды в Костромской области, сохраняют остроту следующие проблемы информатизации образования на институциональном, муниципальном и региональном уровнях:

- слабый административный ресурс управления информатизацией в образовательных учреждениях препятствует внедрению информационных технологий в образовательный процесс, не гарантирует свободный доступ обучающихся и работников к информационным ресурсам, сетям; не обеспечивает сервисное обслуживание дорогостоящего оборудования;

- администрация образовательных учреждений в работе с кадрами не уделяет должного внимания стимулированию педагогических работников к применению ИКТ в обучении, организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области ИКТ, обеспечению кадрами учителей информатики и специалистов по обслуживанию техники;

- на муниципальном уровне не сложилась система контроля эффективного использования компьютерной техники и оборудования, цифровых образовательных ресурсов, не оформлен заказ учреждениям образования на внедрение информационных технологий в образовательный процесс и управление;

- состояние информационной коммуникационной инфраструктуры доступа сельских школ к современным образовательным технологиям затрудняет их интеграцию в единую образовательную сеть;

- на региональном уровне не в полной мере сформирована нормативная правовая база информатизации сферы образования, действующая институциональная инфраструктура системы образования области не обеспечивает эффективную интеграцию информационных систем и технологий в образовательный процесс и управление;

- в сфере образования области не существует системы электронных баз данных, характеризующих состояние отрасли, необходимых для эффективного управления.

Программа направлена на комплексное решение проблемы неравенства доступности качественного образования для разных слоев населения на основе информационных технологий. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения.

Именно информатизация как процесс интеграции информационных средств и технологий обучения позволяет повысить эффективность преподавания, сформировать у выпускников образовательных учреждений актуальные компетентности, необходимые для успешной социализации в современном мире, поднять престиж педагогической профессии; является средством проведения системных изменений в сфере образования.