1. Малые формы хозяйствования на селе в современных условиях играют важную роль в стабилизации социально-экономического развития агропромышленного комплекса. Являясь полноправными субъектами рыночных отношений, они вносят существенный вклад в обеспечение населения продовольственными товарами, способствуют повышению занятости на селе, стимулируют развитие сельских территорий.
По данным Федеральной службы государственной статистики на территории Костромской области на 1 января 2011 года зарегистрировано 136,8 тысяч семей, ведущих личное подсобное хозяйство, 508 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
2. Субъекты малого предпринимательства в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства производят: 1,3% зерновых культур, 50,3 % картофеля, 80,3 % овощей, 20,8% мяса и 34,9% молока и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
В 2011 году субъектами малого предпринимательства Костромской области произведено продукции сельского хозяйства (в фактически действующих ценах) на 10 362,6 млн. руб. Удельный вес субъектов малого предпринимательства в областном валовом объеме продукции сельского хозяйства составляет 63,9%.
Таблица 1
Производство продукции сельского хозяйства малыми формами хозяйствования, млн. рублей
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2011 г. к 2007 г., % |
Продукция сельского хозяйства | 6124,6 | 7117,1 | 7462,2 | 8537,5 | 10362,6 | 169,2 |
в том числе: | ||||||
растениеводство | 3779,5 | 4396,4 | 4412,0 | 5255,2 | 7040,4 | 186,3 |
животноводство | 2345,1 | 2720,7 | 3050,2 | 3282,3 | 3322,2 | 141,7 |
3. Однако, несмотря на значительные объемы производства сельскохозяйственной продукции, вовлеченность субъектов малых форм хозяйствования в сферу товарного обмена сельскохозяйственной продукции и систему продовольственного рынка остается крайне низкой. Деятельность личных подсобных хозяйств населения по-прежнему рассматривается только как источник самообеспечения сельских семей продуктами питания. В действительности же данная категория хозяйств имеет существенные излишки производства сельскохозяйственной продукции, которые при благоприятных условиях развития рыночной инфраструктуры (близость рынков сбыта, доступность транспорта и т.п.) реализуются на местных рынках.
Оценка сложившейся ситуации в регионе по развитию субъектов малого предпринимательства показывает, что предпринимательская инициатива на селе ограничена недостаточным развитием производственной материально-технической базы, а также разрушением инфраструктуры сельских поселений. Использование фермерами и другими субъектами малых форм хозяйствования примитивных технологий, морально и физически устаревшей техники и ручного труда при производстве продукции обусловливается отсутствием достаточных финансовых ресурсов, что снижает эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность мелкотоварного сектора агропромышленного комплекса.
Слабое развитие социальной инфраструктуры, низкий уровень и качество жизни на селе делают непривлекательным фермерское хозяйство среди молодежи, вызывают отток наиболее активной части сельского населения в город, что ведет к дальнейшему спаду сельскохозяйственного производства и деградации сельских территорий. В целях обновления кадрового состава на селе, развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области, повышения заинтересованности и занятости сельской молодежи необходим комплекс мер по стимулированию развития начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств на территории области.
Наиболее существенным фактором, негативно влияющим на функционирование крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств является реализация продукции. При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому мелкотоварные производители вынуждены продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры хранения и транспортировки.
Очень часто субъекты малого предпринимательства создаются на единовременные пособия по безработице с регистрацией главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая, что формирование крестьянского (фермерского) хозяйства требует значительных финансовых затрат на развитие производственной базы и бытового обустройства, возникает проблема в труднодоступности финансовых ресурсов.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
4. Реализация мероприятий ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2012-2014 годы" будет способствовать развитию и созданию крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе, повышению уровня жизни и обеспечению занятости сельского населения.
Оказываемая государственная поддержка в форме предоставления предоставление грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и предоставление единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров позволит активизировать развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе области и поднять престиж начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств на селе.
5. В рамках данной Программы используются следующие понятия:
заявитель - гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства и подающий заявку в конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров - получателей грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
начинающий фермер - участник ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2012 –2014 годы".
6. Таким образом, возникает необходимость разработки и реализации программных мероприятий, направленных на стимулирование субъектов малого предпринимательства, на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Костромской области.
Рассмотренные выше проблемы, с одной стороны, являются источником рисков, с другой, ? обладают потенциалом для позитивного развития малых форм хозяйствования в Костромской области.