Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

3. Управление акциями, долями Российской Федерации и Костромской области в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ


Оценка состояния управления акциями (долями)

На территории Костромской области находится 55 акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов, в уставном капитале которых имеется доля государства, из них в 25 доля федеральной собственности, 30 областной собственности. Специальное право "золотая акция" закреплено в 20 акционерных обществах.

Из них:

- закрепленных в собственности Российской Федерации - 4

- закрепленных в собственности Костромской области - 1

- находятся до продажи в Фонде имущества:

областных - 8

федеральных - 16.

Реализация акций ввиду их низкой ликвидности практически невозможна. Деятельность по управлению акциями, находящимися в государственной собственности, а также по осуществлению прав участника в хозяйственных товариществах и обществах регулируется следующим образом:

а) Федеральное Собрание Российской Федерации в рамках федерального закона о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации ежегодно определяет прогнозный перечень предполагающихся к продаже акций акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, и акций открытых акционерных обществ, а также прогнозный перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на дату включения в программу приватизации превышает 5 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

б) Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации дает разрешение на передачу в залог, в доверительное управление, в уставные капиталы хозяйственных обществ и иное распоряжение (за исключением продажи) акциями, находящимися в федеральной собственности;

в) Правительство Российской Федерации принимает решения о продаже акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в федеральной собственности, об использовании в отношении указанных обществ специального права ("золотой акции"), определяет порядок назначения (избрания) представителей Российской Федерации в органы управления и ревизионные комиссии открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности или в отношении которых используется специальное право ("золотая акция");

г) Министерство государственного имущества Российской Федерации принимает решения о продаже акций, от имени Российской Федерации осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, дает представителям Российской Федерации в письменной форме директивы на голосование по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ, заключает контракты с физическими лицами, не являющимися государственными служащими, на представление интересов Российской Федерации в акционерных обществах, организует учет акции, находящихся в федеральной собственности, и ведение соответствующего реестра;

д) Российский фонд федерального имущества от имени Российской Федерации владеет переданными ему акциями до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия Российской Федерации как акционера в акционерных обществах, ведет учет обязательств покупателей, определенных договорами купли - продажи акций, осуществляет от имени Российской Федерации выпуск государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, осуществляет контроль за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческих конкурсов;

е) отраслевые федеральные органы исполнительной власти представляют в Министерство государственного имущества Российской Федерации кандидатуры для назначения представителей Российской Федерации в органы управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, а также предложения по голосованию представителей Российской Федерации по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ, участвуют в принятии решений о закреплении акций, находящихся в федеральной собственности, их продаже и ином распоряжении этими акциями.

На территории Костромской области действуют нормативные акты, регулирующие деятельность представителей:

- постановление главы администрации области от 11.05.99 N 217 "О мерах по совершенствованию деятельности представителей государства в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности";

- распоряжение главы администрации области от 12.07.99 N 981-Р "О назначении представителей государства";

- распоряжение главы администрации области от 16.08.99 N 1175-Р "О внесении изменений и дополнений в распоряжение главы администрации области "О назначении представителей государства от 12.07.99 N 981-Р";

- постановление главы администрации области от 15.12.99 N 549 "Об отчетности руководителей областных государственных унитарных предприятий и представителей Костромской области в органах управления открытых акционерных обществ";

- закон Костромской области "О порядке управления государственным имуществом Костромской области", утвержденный постановлением областной Думы от 16.04.98 N 309.

Этими нормативными актами установлена четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки управляющих, а также отчетность управляющих, контроль за ними, обоснованные подходы к определению их полномочий; определен порядок получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в хозяйственных товариществах и обществах, в которых участвует государство.

Привлечение профессиональных менеджеров к управлению государственными пакетами акций на территории Костромской области не практикуется, поэтому институт представителей государства состоит из государственных служащих.

На период до реализации положений концепции по переходу на профессиональную основу управления государственными пакетами акций действие указанных нормативных актов будет сохранено. Признать эффективной существующую систему управления посредством института таких представителей нельзя по следующим причинам:

а) существующий порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. В рамках данной системы управления невозможно применение таких мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей, которые могли бы существенно снизить риски государства;

б) участие в качестве представителей государства в основном государственных служащих создает проблему качества управления в связи с несоответствием количества организаций, в которые государство назначает своими представителями государственных служащих, возможностям такой системы управления и ресурсам, выделяемым на управление. В то же время вознаграждение и возмещение затрат на управление доверительным управляющим или управляющим компаниям может быть поставлено в зависимость от достижения определенных финансовых результатов деятельности организации и производится за счет прибыли организации.

Практика привлечения доверительных управляющих и управляющих компаний также в большей степени отвечает требованиям профессионального управления и обеспечения ответственности за его результаты. Однако практика привлечения доверительных управляющих в настоящее время неоднозначна;

в) поскольку цели государства и его интересы, реализуемые посредством участия в хозяйственных товариществах и обществах, не всегда очевидны не только для управляющих, но и для государственных органов, их привлекающих, деятельность представителей государства и иных управляющих основывается на собственном понимании этих целей и интересов. Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями и закрепления в договорах с управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит, с одной стороны, к непоследовательности в деятельности управляющих, искажению их понимания государственных интересов, с другой - к отсутствию оснований для применения мер ответственности за неэффективность управления (указанные негативные последствия отчетливо проявляются в случае, когда представитель в акционерном обществе, решающем стратегические задачи, прилагает усилия к увеличению дивидендов от деятельности общества);