Для достижения высокой эффективности реализации программных мероприятий и повышения качества работы по предупреждению дорожно -транспортных происшествий вся деятельность областной системы БДД должна базироваться на самых современных знаниях об организации дорожного движения и путях совершенствования работы по предупреждению ДТП, взаимосвязи между формированием дорожной сети и безопасностью движения транспорта и других областей знаний,
В связи с этим в Программу включен настоящий проект, целью которого является научно-методическая поддержка механизмов реализации мероприятий, заложенных в Программу.
Так, реализации мероприятий по созданию ЕДДС по обнаружению, оказанию помощи участникам дорожного движения, пострадавшим в ДТП, должны предшествовать мероприятия, направленные на определение эффективных путей организации ЕДДС форм их работы. Для этого необходимо организовать и провести:
1. Изучение и оценку необходимого оснащения центров служб ЕДДС и разработку технического проекта центра управления;
2. Разработку технического задания для создания опытного участка ЕДДС в одном городе;
3. Оценку особенностей городов и разработку технических заданий для создания и внедрения ЕДДС в городах области;
4. Разработку и приобретение необходимого методического, специального программного и информационного обеспечения.
После этого необходимо создать опытный участок ЕДДС в одном из городов Костромской области с последующим анализом результатов его работы.
Научные исследования в области БДД являются прикладными. Они оправданы тем, что их результаты могут служить предотвращению ДТП или сокращению их числа.
Основой научно-исследовательских работ, связанных с реализацией мероприятий по работе с участниками дорожного движения, является:
- комплексное исследование причин ДТП с особо тяжкими последствиями;
- мониторинг состояния и проблем ДТП;
- мониторинг общественного мнения;
- разработка методических рекомендаций по совершенствованию системы государственного учета показателей ДТП.
- разработка учебно-программной документации по переподготовке водителей- нарушителей.
- разработка учебных планов и программ повышения квалификации преподавателей, осуществляющих подготовку водителей автотранспортных средств.
- разработка инновационных технологий подготовки водителей автотранспортных средств.
С целью проведения психофизиологического профессионального отбора водителей, совершенствования методик тестирования и оценки их эффективности целесообразно создание независимого научно-прикладного кадрового центра водителей (далее -НПКЦВ) в форме Общества с ограниченной ответственностью, учредителями которого могут быть департамент образования и науки администрации области и КоОРТИ.
В процессе работы в НПКЦВ будет создана база данных по вакансиям водительских профессий, кандидатам на их замещение, что упорядочит и облегчит работу кадровых органов предприятий, имеющих в своем штате водителей.
Оплату услуг НПКЦВ предполагается осуществлять подобно сложившемуся в других кадровых центрах порядку. При постановке на учет каждый кандидат самостоятельно оплачивает стоимость тестирования, а в случае устройства на работу по рекомендации центра предприятие перечисляет центру 50% заработной платы водителя за первый месяц работы.
Введение психодиагностики при устройстве на работу является также попутным позитивным фактором, повышающим ответственность и дисциплинированность водителей, уменьшающим текучесть кадров, что само по себе не может не отразиться на дорожно-транспортной аварийности. При нормальном функционировании центра возникнут определенные материальные средства, с помощью которых станет возможным развивать его научную деятельность в других направлениях, обеспечивающих снижение уровня аварийности в области.
Научно-исследовательскую работу по формированию комплекса специальных тестов с проведением контрольных тестирований, возможно, осуществить в течение двух - трех лет.
В 2005 г. целесообразно создать в г. Костроме НПКЦВ, стоимость оборудования которого будет зависеть от предполагаемой нагрузки.
На основе опыта работы НПКЦВ г. Костроме в течение 2005-2006 гг. необходимо создать районные кадровые центры подготовки водителей.
Важным условием реализации Программы является проведение научно-
исследовательских работ для формирования нормативно-правовой, научно-технической и организационно-методической базы для эффективного функционирования системы БДД в Костромской области.
По оценкам специалистов, внедрение мероприятий настоящего проекта позволит ,ч сохранить жизни 5-10 человек в год.