Состояние БДД в Костромской области требует решения ряда вопросов по совершенствованию государственной системы управления и становления функционально гибкой системы обеспечения БДД.
Распределение ответственности, ресурсов и задач между органами государственной власти должно способствовать достижению максимальной эффективности в работе по БДД. Наиболее важными задачами в этой области являются: нормативно - правовая деятельность, разумное распределение средств в работе по организации безопасности движения, а также максимально эффективное использование выделенных ресурсов.
В связи с этим в перечень программных мероприятий включены работы по:
- введению в действие нормативных актов по разграничению полномочий между органами управления и транспортными предприятиями в сфере БДД;
- введению в действие нормативных актов по совершенствованию координации областных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере обеспечения БДД.
В рамках проекта предполагается осуществить комплекс мер по совершенствованию структур управления на областном уровне, правового и информационного обеспечения государственной системы управления БДД, предусматривается создание и введение в действие правовых, финансово-экономических и организационных механизмов взаимодействия органов управления. Предполагается создание нормативной правовой основы для финансирование мероприятий по БДД из целевых источников, а также Фонда безопасности дорожного движения. Будет осуществлен комплекс мер, направленных на повышение безопасности пассажирских перевозок автотранспортом.
Правовое регулирование системы дорожного движения имеет своей целью обеспечить пропускную способность дорожного движения, снизить количество ДТП и распределить ответственность по контролю и ликвидации факторов риска.
Для повышения качества и обоснованности принимаемых управленческих решений предполагается разработка и внедрение систем мониторинга, обеспечивающих государственные органы управления оперативной, текущей и перспективной информацией о состоянии и проблемах обеспечения БДД, принимаемых мерах и их эффективности, а также изучение и учет общественного мнения. Эти мероприятия можно рассматривать как создание и организацию единой государственной системы информационного обеспечения принятия управленческих решений по БДД с системой мониторинга.
Анализ работы по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП показывает, что наряды ГИБДД прибывают на место ДТП в среднем на 40 - 55 минут раньше, чем бригады скорой помощи. Предполагается проработать организационно-методические вопросы создания специальной автотранспортной медицинской инфраструктуры, включающей центр автотранспортной медицины и службы медицинского обеспечения автотранспортных предприятий.
Дальнейшее развитие службы экстренной медицинской помощи (далее - ЭМП) пострадавшим в ДТП на автодорогах области возможно за счет организации совместных дежурств медицинских работников и сотрудников ГИБДД (создание так называемой трассовой службы).
Предполагается введение суточных дежурств среднего медицинского персонала на стационарных контрольных постах милиции, которые, выезжая на ДТП на санитарном транспорте или непосредственно в составе дорожно-патрульной службы (далее - ДПС), организуют медицинскую сортировку пострадавших, их осмотр, оказывают доврачебную медицинскую помощь до прибытия бригады скорой медицинской помощи или самостоятельно эвакуируют пострадавших санитарным транспортом.
Кроме своевременного оказания ЭМП пострадавшим, организация совместных дежурств медицинских работников и сотрудников ГИБДД позволит решить следующие задачи:
- обучение сотрудников ГИБДД навыкам оказания первой медицинской помощи медицинскими работниками при выездах на места ДТП;
- организация освидетельствования водителей транспортных средств на алкогольное и наркотическое опьянение;
- организация диагностики утомления у водителей транспортных средств.
Для решения вопроса оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП подобным образом потребуется:
- выделение ставок средних медицинских работников и водителей санитарного транспорта из расчета 5 ставок на 1 круглосуточный совместный пост для Центральной районной больницы (далее ЦРБ);
- приобретение специального санитарного автотранспорта;
- приобретение средств связи с целью получения своевременной информации о ДТП и передачи сведений о пострадавших в лечебные учреждения;
- выделение финансовых средств для приобретения медикаментов, медицинских аппаратов и расходных медицинских материалов для комплектования бригад трассовой службы;
- осуществление организационно - методического руководства и контроля деятельности бригад трассовой службы;
- организация обучения инспекторского состава ГИБДД правилам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Требуется проведение работы по созданию областной системы оказания помощи при возникновении ДТП. Данная система включает в себя единую дежурно - спасательную службу по обнаружению и оказанию помощи участникам дорожного движения, пострадавшим в ДТП. В результате создания ЕДДС будет снижен социально-экономический ущерб от ДТП, помощь будет оказываться в более сжатые сроки.
По оценкам специалистов, внедрение мероприятий данного проекта позволит сохранить жизни 5-10 человек в год.