17. Ведение мониторинга среды поселений возлагается на главное управление архитектуры и градостроительства с участием комитета экологии и природных ресурсов, комитета по управлению государственным имуществом, комитета по земельным ресурсам и землеустройству и других заинтересованных ведомств.
Координация и обобщение данных мониторинга среды поселений осуществляется главным управлением архитектуры и градостроительства.
18. Мониторинг среды поселений выполняется на принципах межотраслевой совместимости данных и взаимодействия заинтересованных служб.
19. Технической основой получения информации являются современные средства ее сбора, хранения, обработки и предоставления. Материалы, полученные с применением других технических средств, переносятся на соответствующие носители для компьютерной обработки и хранения.
20. Основными видами информации мониторинга среды поселений являются: экспертные оценки и прогнозы, банки данных в составе территориального кадастра, включая комплексные методики и технологии их ведения, отчеты и доклады.
21. По результатам оценки состояния среды поселений органы архитектуры и градостроительства области с участием органов охраны окружающей среды и природных ресурсов, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству разрабатывают и направляют в Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитекторы и градостроительства предложения по мониторингу среды поселений.
22. Мониторинг среды поселений выполняется в области главным управлением архитектуры и градостроительства, подразделениями заинтересованных министерств и ведомств. На основе полученных материалов органы архитектуры и градостроительства районов и городов осуществляют опорный план (дежурный) территорий, поселений.
23. Органы архитектуры и градостроительства области ежегодно составляют и не позднее 1 марта следующего за отчетным года представляют в органы исполнительной власти и Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства доклады о состоянии среды поселений региона. Кроме того, по мере выявления опасных процессов в состоянии среды поселений в соответствующие органы государственной власти и управления представляются оперативные сводки и прогнозы.
24. Данными мониторинга среды поселений в установленном порядке могут пользоваться граждане и их объединения, юридические лица, международные организации и иностранные юридические лица и физические лица.
25. Финансирование республиканских, областных, районных и городских программ по мониторингу среды поселений осуществляется за счет республиканского и местного бюджета. Международные программы и программы государств участников СНГ по мониторингу среды поселений финансируются за счет межгосударственных средств и международных организаций.
27. Ведение мониторинга, среды поселений осуществляется по этапам.
На первом этапе (1994 год) главное управление архитектуры и градостроительства разрабатывает с участием заинтересованных организаций программу мониторинга среды поселений в области на 1991-1995 годы схему ландшафтно-экологического районирования территории природопользования и территориальной организации производительных сил области с выделением территорий распространения основных напряженных процессов и явлений.
На втором этапе (1994-1995 годы) главное управление архитектуры и градостроительства осуществляет совместно с заинтересованными организациями экспериментально-производственный мониторинг среды поселений и территорий, преимущественно подверженных негативным процессам и явлениям, разрабатывает необходимую нормативно-техническую базу мониторинга среды поселений области.
Нормативно-техническая документация по специальным видам наблюдений за состоянием территорий и поселений утверждается соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства.
Начиная с 1995 года, мониторинг среды поселений вводится на всей территории области.