ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 1993 года N 510
О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА СРЕДЫ ПОСЕЛЕНИЙ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Утратило силу:
постановление губернатора Костромской области N 132 от 24.03.2003 года
В соответствии с Законом "Об основах градостроительства в Российской Федерации" и в целях создания здоровой среды жизнедеятельности населения в городах и других поселениях Костромской области, рационального природопользования и развития индивидуального строительства, инвестиционной и иной предпринимательской деятельности ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Временное положение о порядке ведения мониторинга среды поселений Костромской области (прилагается).
2. Установить, что мониторинг среды поселений ведется на всей территории Костромской области по единой системе за счет средств государственного бюджета Российской Федерации, области, районов и городов, а также иных источников финансирования, включая средства от платы за землю и природные ресурсы городов и других поселений.
3. Возложить организацию, координацию и обобщение данных мониторинга среды поселений на главное управление архитектуры и градостроительства администрации области.
4. Главному управлению архитектуры и градостроительства разработать с участием заинтересованных организаций и представить в 1994 году на утверждение в администрацию области программу мониторинга среды поселений в области на 1994 - 1995 годы.
5. Главному управлению архитектуры и градостроительства, органам исполнительной власти районов и городов на основе материалов мониторинга среды поселений обеспечить своевременное принятие мер по предупреждению и устранению последствий негативных процессов в окружающей поселения природной среде.
Глава администрации В. П. Арбузов
Утверждено
постановлением главы администрации
Костромской области от 26 ноября 1993 г. N 510
1. В Костромской области в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации" ведется мониторинг среды поселений, включающий систему анализа, оценки состояния и прогнозирования их развития, предупреждения и распространения негативных последствий природных и техногенных процессов и явлений.
2. Основными целями и задачами мониторинга среды поселений являются:
- информационное обеспечение управления организацией территории;
- своевременное выявление изменений состояния городской и окружающей города и другие поселения природной среды с выработкой комплекса фактических мер по предупреждению и устранению опасных природных и техногенных явлений и их последствий;
- формирование и ведение территориального кадастра, интегрирующего единую систему отраслевые кадастры, включая кадастры земель, иных природных ресурсов и недвижимости, для экологически безопасного развития городов, других поселений и их систем.
3. Мониторинг среды поселений ведется по городским и сельским поселениям, территориям в целом в области, районах и городах.
4. Мониторинг среды поселений имеет организационные формы, соответствующие административно-территориальному делению, классификации правовому статусу городов, других поселений и территорий. С учетом функционального назначения и целевого использования территорий информация собирается по городам областного и районного подчинения, промышленным, научным, и административным и культурным центрам, курортам областного и местного значения, историческим, крупнейшим, большим, средним и малым городам, рабочим, курортным, дачным поселкам, монофункциональным поселениям, в том числе временным, сельским населенным пунктам.
По составу территорий городов, других поселений и их систем мониторинг ведется по зонам производственного, общественного, жилого и рекреационного назначения, санитарно-защитным зонам от промышленных предприятий, пригородным зонам, территориям внешнего транспорта, объектов связи, специального назначения, землям сельскохозяйственного использования и другим.
5. Мониторинг среды поселений ведется по единой для Российской Федерации методике в тесной взаимосвязи и с соблюдением принципа совместимости с мониторингом качества воды прибрежной зоны, (химическим мониторингом морской среды) мониторингом подземных вод, (экологическим мониторингом океана), мониторингом наземных геосистем, радиационным мониторингом, мониторингом экзогенных экологических процессов; мониторингом окружающей среды в районе АЭС, мониторингом загрязнения воздуха, сейсмическим и геодезическим мониторингом, автоматизированным мониторингом качества окружающей среды, целевым мониторингом территорий захоронения городских отходов, мелиоративно-экологическим мониторингом, фоновым геохимическим мониторингом и другими.
6. В зависимости от размеров территорий, характера градостроительных ситуаций и задач осуществляется глобальный, региональный, локальный и детальный мониторинг среды поселений.
Глобальный мониторинг проводится в соответствии с международными соглашениями, общереспубликанскими и межрегиональными научно-техническими программами (масштаб картографической информации составляет 1:10000000 - 1:2500000).
Региональный мониторинг (М 1:1000000 - 1:200000) охватывает физико-географические, экономические зоны и крупные административно-территориальные образования Российской Федерации.
Локальный мониторинг (М 1:50000 - 1:25000) ведется по территориям промышленных, агро-, гидро-, лесопромышленных и иных территориально-производственных комплексов, систем поселений (городские агломерации).
Детальный мониторинг (М 1:10000 - 1:2000 и крупнее) ведется по отдельным территориальным объектам градостроительной, инвестиционной, хозяйственной, культурной и иной деятельности.
7. В зависимости от градостроительной ситуации выявляются территории ранее допущенных экологических нарушений и чрезвычайной обстановки, вызванные производственными авариями, стихийными и иными бедствиями (землетрясения, цунами, пожары, затопления и подтопления) и другими негативными процессами и явлениями.
8. Для выявления районов с неблагоприятными условиями для жизнедеятельности населения в составе схем расселения и другой градостроительной документации осуществляется с использованием мониторинга районирование территорий по устойчивости природной среды к антропогенным воздействиям с учетом способности её к самоочищению и самовосстановлению.
9. В зависимости от сроков и периодичности проведения исследований организуются наблюдения за состоянием среды поселений, фиксирующие исходное состояние территорий, периодические (через один год и более) и оперативные.
10. Данные наблюдений и исследований за состоянием среды поселений территорий обобщаются также по ландшафтно-экологическим комплексам.
11. Мониторинг среды поселений содержит достоверные данные о состоянии территорий и поселений, а также анализа, оценки и прогнозирования развития систем расселения области, районов, городов, других поселений и иных функциональных территорий.
12. Содержание мониторинга среды поселений составляют результаты систематических наблюдений (съемки, обследования, изыскания) за состоянием территорий, окружающей среды, выявления изменений, оценка и прогнозирование состояния:
недвижимости, природных и иных ресурсов городов, других поселений и их систем, инженерно-транспортной инфраструктуры межселенных территорий;
атмосферного воздуха и водного бассейна, шумового воздействия на жилую застройку, гидротехнических сооружений и устройств инженерной защиты территорий, иных объектов, влияющих на экологически безопасное развитие поселений и жизнедеятельность их населения;
разработки и реализации градостроительных прогнозов, программ и документации с учетом рационального природопользования, ресурсосбережения и сохранения историко-культурного наследия.
13. Мониторинг среды поселений осуществляется на основе: материалов дистанционного зондирования, наблюдения, изысканий, обследования и изучения директивных документов (законов, постановлений и решений органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления), материалов проектно-планировочных и научно-исследовательских работ, социальных исследований, статистических данные, нормативных, методических и справочных материалов, архивных и иных источников.
14. Космическая съемка используется в целях получения видовой, геофизической и геохимической информации, дополняемой и уточняемой данными, получаемыми с воздушных носителей, для оперативного решения задач на ограниченной территории (поселений, их частей и инфраструктур).
К наземным работам относятся наблюдения за природными и техногенными процессами (сейсмичность, цунами, карсты, оползни, сели и др.) инвентаризация фонда и иного имущества поселений.
15. Оценка состояния среды жизнедеятельности населения выполняется путем анализа данных наблюдений в сравнении их с градостроительными и экологическими нормами.
Показатели состояния окружающей поселения среды выражаются в абсолютных и относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.
16. По результатам оценки состояния среды поселений составляют оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением к ним опорных (дежурных) планов территории, выполняемых на топографо-геодезической подоснове соответствующего масштаба, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
17. Ведение мониторинга среды поселений возлагается на главное управление архитектуры и градостроительства с участием комитета экологии и природных ресурсов, комитета по управлению государственным имуществом, комитета по земельным ресурсам и землеустройству и других заинтересованных ведомств.
Координация и обобщение данных мониторинга среды поселений осуществляется главным управлением архитектуры и градостроительства.
18. Мониторинг среды поселений выполняется на принципах межотраслевой совместимости данных и взаимодействия заинтересованных служб.
19. Технической основой получения информации являются современные средства ее сбора, хранения, обработки и предоставления. Материалы, полученные с применением других технических средств, переносятся на соответствующие носители для компьютерной обработки и хранения.
20. Основными видами информации мониторинга среды поселений являются: экспертные оценки и прогнозы, банки данных в составе территориального кадастра, включая комплексные методики и технологии их ведения, отчеты и доклады.
21. По результатам оценки состояния среды поселений органы архитектуры и градостроительства области с участием органов охраны окружающей среды и природных ресурсов, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству разрабатывают и направляют в Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитекторы и градостроительства предложения по мониторингу среды поселений.
22. Мониторинг среды поселений выполняется в области главным управлением архитектуры и градостроительства, подразделениями заинтересованных министерств и ведомств. На основе полученных материалов органы архитектуры и градостроительства районов и городов осуществляют опорный план (дежурный) территорий, поселений.
23. Органы архитектуры и градостроительства области ежегодно составляют и не позднее 1 марта следующего за отчетным года представляют в органы исполнительной власти и Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства доклады о состоянии среды поселений региона. Кроме того, по мере выявления опасных процессов в состоянии среды поселений в соответствующие органы государственной власти и управления представляются оперативные сводки и прогнозы.
24. Данными мониторинга среды поселений в установленном порядке могут пользоваться граждане и их объединения, юридические лица, международные организации и иностранные юридические лица и физические лица.
25. Финансирование республиканских, областных, районных и городских программ по мониторингу среды поселений осуществляется за счет республиканского и местного бюджета. Международные программы и программы государств участников СНГ по мониторингу среды поселений финансируются за счет межгосударственных средств и международных организаций.
27. Ведение мониторинга, среды поселений осуществляется по этапам.
На первом этапе (1994 год) главное управление архитектуры и градостроительства разрабатывает с участием заинтересованных организаций программу мониторинга среды поселений в области на 1991-1995 годы схему ландшафтно-экологического районирования территории природопользования и территориальной организации производительных сил области с выделением территорий распространения основных напряженных процессов и явлений.
На втором этапе (1994-1995 годы) главное управление архитектуры и градостроительства осуществляет совместно с заинтересованными организациями экспериментально-производственный мониторинг среды поселений и территорий, преимущественно подверженных негативным процессам и явлениям, разрабатывает необходимую нормативно-техническую базу мониторинга среды поселений области.
Нормативно-техническая документация по специальным видам наблюдений за состоянием территорий и поселений утверждается соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства.
Начиная с 1995 года, мониторинг среды поселений вводится на всей территории области.