Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ НА БАЗЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2014 ГОДЫ"

Глава 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


1. Одним из приоритетных направлений развития на территории Костромской области является производство продуктов животноводства. Данная отрасль имеет большое значение для обеспечения продовольственной безопасности региона.

Большой потенциал в увеличении производства продукции животноводства и самообеспечении продуктами питания имеют личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые являются неотъемлемым элементом крестьянского уклада жизни сельского населения.

2. По данным Федеральной службы государственной статистики на территории Костромской области на 1 января 2011 года зарегистрировано 136,8 тысяч семей, ведущих личное подсобное хозяйство, 508 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Удельный вес численности поголовья крупного рогатого скота в общем поголовье в 2011 году в личных подсобных хозяйствах Костромской области составил 19,5 процента, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 3,3 процента. В личных подсобных хозяйствах населения Костромской области произведено 31,3 процента молока, 29,2 процента мяса и 4,2 процента яиц от произведенной продукции животноводства всеми категориями хозяйств Костромской области. Объем производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах незначителен.

Так в крестьянских (фермерских) хозяйствах области в 2011 году производство молока составляет 1,7 процента, мяса 1,2 процента от продукции животноводства, произведенной всеми категориями хозяйств.

Неблагоприятные погодные условия лета 2009 года повлекли увеличение стоимости концентрированных кормов, что отразилось на поголовье сельскохозяйственных животных в личных подворьях граждан. За 2 года в личных подсобных хозяйствах населения Костромской области поголовье крупного рогатого скота снизилось на 2,9 тыс. голов или на 18,2 процента, поголовье свиней на 600 голов или на 6,3 процента, поголовье птицы на 12,3 процента.

В крестьянских (фермерских) хозяйствах наблюдается тенденция увеличения поголовья сельскохозяйственных животных, так в 2011 году по сравнению с 2007 годом поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 38,2 процента, поголовье овец и коз на 52,4 процента. Поголовье свиней сократилось на 13,5 процента.

В результате за 2007 - 2011 годы объем производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличился с 2000,0 тонн до 2186,0 тонн (на 8,5 процентов), объем производства мяса в живом весе сократился с 611,0 тонн до 264,0 тонн (на 43,2 процента).

3. Одним из основных факторов, сдерживающих развитие животноводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах, является низкий уровень их материально-технического оснащения и соответственно использование устаревших технологий производства продукции, что является причиной высоких затрат труда и средств и недостаточно высокой эффективности производства. Отсюда отсутствие средств для перехода на новые современные технологии производства продукции. Даже крепким крестьянским (фермерским) хозяйствам сегодня нужна дополнительная финансовая поддержка, чтобы перейти на качественно новый технологический уровень, соответствующий современным мировым стандартам сельскохозяйственного производства.

Кроме того, проблемами в развитии отрасли животноводства среди субъектов малого предпринимательства Костромской области являются:

1) недостаточная развитость, а в отдельных случаях и отсутствие племенных репродукторов по разведению крупного рогатого скота молочного направления и птицы;

2) недостаточный уровень кормов по объему и качеству, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по питательным веществам;

3) неурегулированность экономических отношений в цепочке: сельскохозяйственный производитель - перерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля.

4. Участие крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств (при условии перехода в статус крестьянских (фермерских) хозяйств) в Программе позволит создать предпосылки для увеличения производства животноводческой продукции, увеличения маточного поголовья животных, повышения уровня жизни и обеспечения занятости сельского населения, а также распространения передового опыта организации животноводства, относящегося к приоритетным целям развития агропромышленного комплекса в области.

5. В рамках данной Программы используются следующие понятия:

заявитель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства, подающий заявку в конкурсную комиссию по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм;

под семейной животноводческой фермой понимается производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, рыбы и птицы, находящийся в собственности и пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", члены которого связаны родством и совместно осуществляют в сфере сельского хозяйства производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии;

под развитием семейной животноводческой фермы понимается строительство, реконструкция или модернизация фермы, в том числе ее проектирование, возведение, комплектация оборудованием и сельскохозяйственными животными.

6. Поддержка развития животноводства из областного бюджета обусловлена необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для крупного рогатого скота, свиней и птицы.

Для модернизации отрасли животноводства Костромская область располагает всеми необходимыми предпосылками. Имеются достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов.

Вместе с тем, сектор крестьянских (фермерских) хозяйств имеет определенный потенциал для развития животноводства. Спрос на сырое отечественное молоко и другие виды сельскохозяйственного производства со стороны российских перерабатывающих заводов по мере углубления переработки продукции будет возрастать, а крестьянские (фермерские) хозяйства, работающие в отличие от крупных корпоративных структур без лишнего управленческого бюрократического аппарата, способны наладить управление небольшими семейными животноводческими фермами, расположенными по кластерному принципу.

Таким образом, возникает необходимость разработки и реализации программных мероприятий, направленных на развитие семейных животноводческих ферм и увеличение валового производства продукции животноводства.