1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", с учетом особенностей Костромской области устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.
Организация мероприятий производится администрацией Костромской области, муниципальными образованиями и организациями, осуществляющими переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее - организации).
2. Организации, имеющие опасные производственные объекты (потенциально опасные объекты), для осуществления мероприятий должны иметь план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и (или) нефтепродуктов (далее - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Костромской области (приложение N 1 к постановлению).
3. Перечень организаций готовится Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Костромской области по согласованию с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Костромской области, Костромским отделом и Управлением Верхне-Волжского округа Госгортехнадзора России и утверждается постановлением губернатора Костромской области.
4. Организации обязаны:
создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации и Костромской области, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;
при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, немедленно докладывать в комиссию по чрезвычайным ситуациям соответствующего муниципального образования области и в комиссию по чрезвычайным ситуациям Костромской области через оперативного дежурного Главного управления ГОЧС области (тел. 31-37-80, факс. 31-67-13) согласно "Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", введенной в действие постановлением главы администрации Костромской области от 23.07.1998 г. N 444, и организовывать работу по их локализации и ликвидации;
иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов;
содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов их последствий;
принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
проводить корректировку планов при изменении исходных данных;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также систем связи и оповещения.
5. С целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется на основании оценки риска в соответствии с действующими методиками с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года и суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).
Целью прогнозирования является определение:
возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды;
границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
6. При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.
Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду. Смена состава формирований (подразделений), создаваемых организациями, проводится непосредственно на рабочих местах.
Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.
7. Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:
прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;