14. Современное состояние и проблемы топливно-энергетического комплекса Костромской области.
Основной проблемой, на решение которой направлена Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Костромской области и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Костромской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2020 года (далее - Стратегия-2020).
Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности является устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.
При этом надо иметь в виду, что наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе (далее - ТЭК) для поддержания высоких темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики.
Кроме того, мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничении роста тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной альтернативой является повышение энергоэффективности.
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который по разным оценкам составляет более 35 - 40 процентов от уровня потребления энергии. Поэтому повышение энергоэффективности следует рассматривать как основной энергетический ресурс будущего экономического роста.
Энергоемкость валового внутреннего продукта (далее - ВВП) Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. В свою очередь энергоемкость ВРП Костромской области превышает показатель энергоемкости ВВП Российской Федерации в 2,1 раза, а электроемкость соответственно почти в 1,66 раза (таблица 1).
Программа направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в Костромской области, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта Костромской области не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года. Реализация мероприятий Программы будет способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения области топливом и энергией, сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности Костромской области.
Таблица 1
Энерго- и электроемкость ВВП России и ВРП Костромской области в 2007 году (по материалам Росстата и департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области)
(в редакции постановления администрации Костромской области N 355-а от 06.09.2012 года (НГР ru44000201200853))
Наименование | Единицы | Россия | Костромская | Костромская область/ |
ВВП Российской Федерации | млн. рублей | 28 254 787,5 | 65 700,4 | 0,23 |
Потребление ТЭР (без электроэнергии) | тыс. т у.т. | 1 111 800,0 | 5 516,0 | 0,49 |
Энергоемкость | кг у.т./ 1000 рублей | 39,0 | 83,9 | 215 |
Потребление электрической | млн. кВт.ч | 985 725,1 | 3 782,1 | 3,8 |
Электроемкость | кВт.ч/ млн. рублей | 34,6 | 57,6 | 166,5 |
Более высокая энергоемкость и электроемкость ВРП Костромской области связана, прежде всего, с отличием в структуре экономики. Структура ВРП Костромской области характеризуется высоким удельным весом сельского и лесного хозяйства, низкой долей обрабатывающих производств и высоким удельным весом производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Электроэнергетика и обрабатывающие производства Костромской области являются фактором, компенсирующим негативные тенденции и неустойчивость динамики развития сельского хозяйства в последние годы.
Близость Костромской области к крупным центрам энергопотребления в Центральном федеральном округе и Северо-западном федеральном округе создают фундамент для сохранения высокой доли электроэнергетики в структуре ВРП области.
На производство каждой тысячи рублей валовой добавленной стоимости в 2007 году Костромская область израсходовала 83,9 кг у.т. и 57,6 кВт.ч электроэнергии, в то время как в целом по Российской Федерации эти показатели составляли соответственно 39,0 кг у.т. и 34,6 кВт.ч.
Кроме того, доля валовой добавленной стоимости в валовом выпуске товаров и услуг Костромской области (по данным за 2007 год) составляла 46,8 процента, в то время как в Российской Федерации - 50 процентов. Следовательно, Костромская область расходует в удельном соотношении больше, чем в среднем по России энергетических, финансовых ресурсов, овеществленного живого труда.
Из изложенного следует, что без структурной перестройки экономики невозможно достичь роста производительности труда, энерго- и ресурсосбережения.
15. Изложенные проблемы оказывают серьезное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе. Повышение энергоэффективности имеет важное социальное значение. При низкой энергоэффективности снижаются шансы на успешную реализацию национальных проектов. Опыт их реализации показал, что ограничения на подключение к сетям и потребности в оснащении инфраструктурой новых строительных площадок сдерживают жилищное и промышленное строительство. Без повышения эффективности использования энергии и высвобождения неэффективно используемых мощностей трудности с осуществлением национальных проектов будут только усугубляться.
Инвестиционная привлекательность любого муниципального образования в Костромской области снижается, если в нем имеет место дефицит мощности коммунальных систем, а плата за подключение к ним высока. Присоединенные и присоединяемые нагрузки могут быть снижены за счет мер по капитальному ремонту существующих зданий и строительству новых зданий с повышенными требованиями к энергоэффективности, что существенно снижает риск торможения развития экономики и обеспечивает инвестиционную привлекательность.
Высокая энергоемкость экономики Костромская области ведет к торможению выхода из кризиса и восстановлению экономического роста, негативно влияет на конкурентоспособность промышленной продукции на отечественном и зарубежных рынках, провоцирует инфляцию, способствует росту нагрузки коммунальных платежей на муниципальные и областной бюджеты, доходы населения, снижает энергетическую и экологическую безопасность региона.
16. На период с 2011 по 2015 годы особые усилия по реализации политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, учитывая направленность социально-экономического развития Костромской области и возможность финансового обеспечения решаемых проблем, необходимо сосредоточить в следующих областях:
1) бюджетная сфера
Высокое удельное потребление ТЭР учреждениями бюджетной сферы Костромской области приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, а также оказывает прямое влияние на исполнение санитарно-гигиенических норм и требований на объектах социального назначения.
2) промышленность
Высокая энергоемкость продукции промышленных предприятий негативно влияет на конкурентоспособность промышленной продукции на отечественном и зарубежных рынках, провоцирует рост инфляции.
3) сельское хозяйство