Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ "СИСТЕМЫ - 112" НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2013 - 2017 ГОДОВ"

Глава 2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


13. В Программе ставится задача повышения безопасности и защищенности населения Костромской области от угроз природного и техногенного характеров и актов терроризма как основы безопасности и залога стабильного социально-экономического развития.

В настоящее время на территории Костромской области действуют такие службы экстренного реагирования, как:

служба пожарной охраны;

служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;

служба полиции;

служба скорой медицинской помощи;

районные аварийно-диспетчерские службы и Центральная диспетчерская служба ОАО "Костромаоблгаз";

служба "Антитеррор";

дежурно-диспетчерская служба НИЦ Костромской области,

которые осуществляют прием вызовов от населения и при необходимости организуют экстренное оперативное реагирование на них соответствующих сил и средств.

14. За последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения Костромской области изменились. Активная его часть стала чрезвычайно мобильной, увеличились пассажиропотоки и грузопотоки, повысилась плотность населения в городах, увеличилось количество мест массового пребывания людей, доступность сотовой связи приводит к увеличению нагрузки на оперативных дежурных экстренных служб. Все это предъявляет к экстренным оперативным службам более высокие требования оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы.

Проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от населения вызовы приобрела особую остроту в связи с несоответствием существующей системы, разработанной еще в тридцатые годы двадцатого века, потребностям общества и государства, недостаточной ее эффективностью, слабой подготовкой персонала экстренных оперативных служб, низкой информированностью населения о порядке действий при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.

Актуальность проблемы обуславливается сохранением значительного уровня количества погибших и пострадавших людей от различных причин смерти, а также высокими показателями прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций.

Важнейший показатель эффективности экстренных оперативных служб - время их оперативного реагирования. Его сокращение непосредственно влияет на последствия происшествия или чрезвычайной ситуации. Неэффективная организация работы по оказанию помощи пострадавшим является одной из основных причин высокой их смертности. По данным Центра экстренной медицинской помощи, среди умерших примерно 10 процентов сразу получают травмы, не совместимые с жизнью, 25 процентов от общего числа пострадавших (из оставшихся 90 процентов пораженных) погибает от несвоевременности оказания им медицинской помощи, хотя травма и не являлась смертельной.

Одним из факторов, позволяющих обеспечивать эффективность работы сил оперативного реагирования, в том числе увеличивать скорость реагирования и повышать эффективность взаимодействия экстренных оперативных служб, является организация удобного вызова по принципу "одного окна", позволяющего позвонившему лицу при возникновении происшествия не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней.

В 1998 году МЧС России обеспечило объединение службы пожарной охраны и службы реагирования в чрезвычайных ситуациях городов и районов в рамках ЕДДС, основываясь на опыте использования аналогичных формирований за рубежом (служба "911" - в США и Канаде, "112" – в Европе). С 2008 года в Курской области проходят государственные испытания пилотного проекта по обеспечению вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112". Как показывает анализ пилотного внедрения, в результате развертывания Системы-112 время комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб уменьшается на 15 – 25 процентов, число погибших, пострадавших и общий размер ущерба населению и территориям сокращается на 7 – 9 процентов.

В настоящий момент структуры ЕДДС и ДДС в Костромской области развернуты, однако в отдаленных районах существуют проблемы с каналами передачи данных, оснащенностью телефонной связью, персоналом. Главам некоторых муниципальных образований Костромской области не хватает финансирования не только для того, чтобы проводить мероприятия по созданию Системы-112, но и для того, чтобы содержать персонал дежурных служб.

15. Решение проблемы предлагается осуществлять программно- целевым методом. Данный подход позволит обеспечить снижение потерь населения и повышение экономического потенциала региона путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности населения и координации действий г. Москвы и Костромской области. С учетом уровня риска гибели людей и ущерба, наносимого национальным интересам Российской Федерации в целом и Костромской области в частности, эффективное реагирование на происшествия и чрезвычайные ситуации не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Костромской области.

Государственное управление созданием Системы-112 в условиях фактического отсутствия программно-целевого подхода характеризуется недостаточной системностью, отсутствием четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Работы по созданию и развертыванию Системы-112 носят комплексный межведомственный характер. Применение программно-целевого метода при создании Системы-112 в Костромской области обосновано прежде всего:

высокой социальной значимостью проблемы и её комплексным характером;

необходимостью межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, а также необходимостью концентрации усилий и ресурсов (федерального и областного бюджетов) на реализацию мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам;

необходимостью создания условий для целевого и адресного использования ресурсов с целью решения задач по приоритетным направлениям.

Развертывание Системы-112 на территории Костромской области без использования программно-целевого планирования предполагает следующие источники финансирования:

за счет средств, выделяемых федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Костромской области на осуществление текущей деятельности;

за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию областной целевой программы "Развитие "Системы - 112" на территории Костромской области на период 2011 - 2013 годов".

При таком варианте решения проблемы предполагается:

развертывание Системы-112 в двух муниципальных образованиях Костромской области в год;

поэтапная модернизация и интеграция оперативных дежурных служб в Систему-112;