Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2016 ГОДЫ"

Глава 2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


13. Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса, в силу чего выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития региона.

Туризм сегодня рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей народного хозяйства. На долю международного туризма приходится 8% всего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. По прогнозам Всемирной торговой организации, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристических прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году.

Россия, несмотря на высокий туристический потенциал, занимает в настоящее время незначительное место на мировом туристическом рынке: на ее долю приходится около 1% мирового туристического потока. Однако, согласно оценкам экспертов, потенциал развития туристской индустрии в России достаточно обширен.

Реальный рост отрасли в России в следующие 10 лет должен составить 6,4% в год. Соответственно, доля туризма в ВВП вырастет до 9,1%. В туриндустрии России будет занято 4,5 млн. человек (6,6% общей занятости работающего населения).

14. Костромская область - один из крупнейших субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ (ЦФО). На территории области 186 муниципальных образований, из них 24 муниципальных района, 6 городских округов, 12 городских поселений, 144 сельских поселений. Областной центр - город Кострома входит в состав туристического маршрута "Золотое кольцо России".

На территории Костромской области расположены 11 малых исторических городов, сохранилось порядка 3 тысяч памятников архитектуры, в многочисленных музеях находится более 600 тысяч музейных предметов, большая часть из которых входит в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Туризм как одно из приоритетных направлений в социально-экономическом развитии региона имеет следующие сильные стороны.

Костромская область занимает выгодное транспортно-географическое положение. Она расположена в центре европейской части Российской Федерации.

Малая плотность населения, низкий уровень промышленного воздействия, отсутствие вредных, экологически опасных производств, огромная лесопокрытая площадь создают предпосылки для формирования экологически чистого региона, привлекательного для развития различных видов туризма.

Через территорию Костромской области проходят основные железнодорожные пути, связывающие город Москву с городом Владивостоком, водные и автомобильные магистрали, соединяющие северные и западные направления Российской Федерации.

Гидрологическая сеть региона мелководна. В области единственный магистральный путь - река Волга – предоставляет возможность выхода судов в Каспийское и Черное моря, а также к портам Балтийского моря. Эксплуатируемый участок составляет 120 км, что обеспечивает конкурентные преимущества туристского продукта Костромской области в сегменте круизного туризма.

Природно-заповедный фонд Костромской области включает 79 особо охраняемых природных территорий, в том числе 53 государственных природных заказника, 18 памятников природы, 8 туристско-рекреационных местностей. Заповедник "Кологривский лес" и заказник "Сумароковский" являются охраняемыми территориями федерального значения. Область располагает значительной площадью охотничьих угодий. Все это дает возможность для развития экологического туризма в области.

В сфере туризма на сегодняшний день достигнуты положительные результаты: устойчивый интерес и рост числа туристов, прибывающих на событийные туристские мероприятия, такие как ювелирный фестиваль, фестиваль фейерверков "Серебряная ладья", Сусанин-трофи, День рождения Костромской Снегурочки и др. Событийный туризм становится все более популярным и уступает по популярности лишь культурно-познавательному.

Костромская область ежегодно принимает участие более чем в 10 международных и межрегиональных туристских выставках, что позволяет презентовать туристские бренды региона среди профессионалов туриндустрии России и зарубежных стран, в том числе в Париже, Лондоне, Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Ярославле, Иваново. В 2010 году впервые прошла презентация на крупнейшем азиатском форуме туристской индустрии - выставке "China Internazional Travel Mart" (Китай).

Начата работа по популяризации туристического потенциала в медиа- и интернет-пространстве. Размещаются в СМИ статьи о туристском потенциале региона (такие издания как "Путешествие по России", "Туризм", "Москва сегодня и завтра", "Турбизнес для профессионалов" и др.). Размещается информация по туристским ресурсам области на официальном сайте "Туризм Костромской области" (www.kostroma.ru).

Проводится работа по открытию новых коллективных средств размещения, новых объектов туристского показа: Костромской зоопарк, музей глиняной игрушки, музей театрального костюма, музей русского напитка в музее-заповеднике "Костромская слобода", историко-культурный музей им. Бирюковых, интерактивный музей ювелирного искусства в п. Красное-на-Волге и многие другие.

15. Слабыми сторонами в продвижении и развитии туристской деятельности Костромской области, основными факторами, препятствующими развитию въездного туризма, являются следующие:

недостаточное количество средств размещения с современным уровнем комфорта, а также разного уровня классности;

неразвитая туристская инфраструктура: недостаток комфортабельного транспорта, недостаточное количество предприятий общественного питания, придорожного сервиса, средств развлечения на туристских маршрутах;

ненадлежащее состояние объектов культурного и природного наследия;

значительный физический износ существующей материальной базы санаторно-курортной сферы;

слабая маркетинговая политика по продвижению туристского продукта Костромской области на российский и международный рынки: незначительное количество рекламно-информационных материалов и информации в СМИ;

цена и качество предлагаемого турпродукта;

отсутствие системного государственного подхода к управлению качеством туристских услуг;

недостаток высококвалифицированных профессионально подготовленных кадров в сфере туризма;

недостаточный уровень развития сферы дополнительных услуг;

проблемы и недостатки в нормативном правовом регулировании развития туризма в Костромской области;