Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА"

Создание правовых основ механизма энергосбережения


Администрации области целесообразно принять ряд документов, включающих комплекс мероприятий организационного, экономического и технического характера, в том числе:

- документ, определяющий создание экономического механизма, стимулирующего заинтересованность энергоснабжающих организаций и потребителей в экономии ТЭР, предусматривающего введение многоставочных тарифов за пользование теплом и надбавок к тарифам и штрафных санкций за расточительное и нерациональное расходование тепла,

- необходимо рассмотреть правила применения экономических санкций за нерациональное и расточительное расходование топливно-энергетических ресурсов

На основе анализа существующей ситуации, считаем целесообразным, установить порядок обязательного для всех потребителей, включая, промышленные, регулярного (не реже одного раза в пять лет) обследования с целью составления энергетического паспорта объекта и выявления возможных резервов экономии. Обследование проводить за счет средств потребителей, кроме населения, жилищных организаций, ЖЭК и индивидуальных владельцев домов, квартир силами службы и привлеченных им организаций.

Обязательно также ввести в действие дифференцированные надбавки к тарифам для всех групп потребителей, кроме населения, жилищных организаций, ЖСК и индивидуальных владельцев домов и квартир. Льготные надбавки к тарифам устанавливать только для потребителей, имеющих паспорт энергопотребления.

Когда будут приняты документы, имеющие такое содержание, деятельность по энергосбережению станет не только добровольной, но и обязательной, и налагаемые за нерациональное потребление ТЭР экономические санкции станут неизбежными, в то время как на сегодняшний день нерациональное и расточительное расходование практически никак не наказывается.

Необходимо предусмотреть создание системы дифференцированных надбавок к тарифам за нерациональное использование энергоресурсов, стимулирующих промышленных и мелкооптовых потребителей к снижению энергопотребления и штрафных санкций по фактам бесхозяйственного отношения к расходованию ТЭР.

Установление надбавок осуществляется на основе имеющихся нормативов и данных обследования, в результате которых составлен паспорт потребления с указанием выявленных резервов снижения энергопотребления.

Решение об установлении данного абонента величины надбавки к тарифу нерациональное использование ТЭР должно приниматься в департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области с учетом сроков санируемых потребителем мероприятий по реконструкции производства.

(в редакции постановления Костромской областной Думы N 3507 от 16.12.2008 года (НГР ru44000200800923))

При выявлении фактов бесхозяйственного отношения к использованию ТЭР, грубого нарушения регламентированной технологии энергопотребления, а также при создании аварийных ситуаций, связанных с потерями тепловой энергии и топлива, к потребителям должны применяться штрафные санкции.

Очень важно создание условий для экономической заинтересованности в снижении объемов энергопотребления в жилищно-коммунальной сфере.

В настоящий период в жилищно-коммунальном хозяйстве подавляющее большинство потребителей находится в ведении муниципальной собственности, что создает существенные трудности для введения экономического механизма энергосбережения. Все издержки по потерям тепловой энергии покрываются городским бюджетом, что практически исключает заинтересованность жилищно-эксплуатационных организаций в ее экономии.

Для изменения существующей ситуации предлагаем ввести экономический механизм заинтересованности в экономии тепловой энергии с учетом оборудования потребителей коммерческими приборами учета расхода тепловой энергии, а именно:

- заключение контракта между поставщиком тепла и потребителем, предусматривающего поставки энергии определенной кондиции и в определенных количествах. Нарушение контракта наказывается штрафными санкциями. Выявление нарушений осуществляется жилищно-эксплуатационной организацией путем экспертной оценки жалоб жителей, а также силами жилищной инспекции;

- в контракте предусматривается объем отпуска тепловой энергии в размере среднестатистических данных за предыдущие пять лет;

- жилищные организации в смету на центральное отопление и горячее водоснабжение включают объем тепловой энергии, предусмотренный контрактом;

- дотации из бюджета на покрытие разницы в ценах на тепловую энергию выделяются, исходя из потребления тепловой энергии по топливным сметам жилищных организаций, пересчитанным на фактическую температуру наружного воздуха, без пересчета на фактическое потребление тепла по приборам учета;

- реальная экономия средств будет образовываться за счет разницы в оплате по контракту, пересчитанному на фактическую температуру воздуха, и фактическими показателями приборов учета потребления тепла;

- в результате энергосберегающих мероприятий образуются средства, часть которых направляется на новые энергосберегающие мероприятия, а часть идет в премиальный фонд жилищной организации;

- контракт указанного типа и размер возвратных в бюджет средств планируется на долговременной основе (не менее 5 лет).

Результатом введения данного экономического механизма будет являться сокращение бюджетных ассигнований на теплоснабжение жилищно-коммунального сектора, создание условий заинтересованности в экономии тепловой энергии.

Введение в действие описанного выше экономического механизма должно осуществляться путем проведения ряда мероприятий организационного и технического характера:

- Ввести практику выделения средств областного бюджета на реализацию мер по налаживанию учета и повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы;

- Научиться получать, учитывать и делить экономию бюджетных средств;

- Отладить механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств для реализации мер по снижению бюджетных расходов с расплатой за счет части полученной экономии;

- Создать условия для привлечения энергосервисных компаний для реализации проектов по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы;

- Создать систему управления реализацией областной целевой программы "Энергоэффективная экономика Костромской области на 2004-2005 годы и на перспективу до 2010 года" по разделу "Энергоэффективность в организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы".