Потребителей энергетических ресурсов в Костромской области следует разделить на группы: промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство, связь, лесопромышленный комплекс, коммунально-бытовой сектор и прочие секторы экономики.
По данным переписи на 1 января 2003 года население Костромской области составляет 735,2 тыс. человек, проживающих в 138529 квартирах и домах (единицах жилого помещения). 102657 единиц жилого помещения находится в собственности граждан. В целом, согласно статистическим данным, процент площадей квартир, подключенных к центральному отоплению и горячему водоснабжению по области составляет 50% и 42% соответственно. При этом в городском жилищном фонде процент квартир, оборудованных центральным отоплением и горячим водоснабжением 68% и 59% соответственно. В сельском жилищном фонде эти цифры составляют 19% и 11%. Из сельских районов наиболее благоустроенным является жилищный фонд Костромского района. Наиболее низкий уровень благоустройства в Кологривском, Октябрьском и ряде других районов.
(в редакции постановления Костромской областной Думы N 3507 от 16.12.2008 года (НГР ru44000200800923))
В группу бюджетных организаций входят: организации здравоохранения, детские дошкольные организации, общеобразовательные школы, учебные заведения (высшие, средние и специальные), организации культуры и искусства, физкультурные и спортивные организации, организации МВД и Минобороны, административные организации.
В медицинских организациях наиболее энергоемкую группу составляют электротермические установки для дезинфикации и стерилизации (автоклавы, сушильные шкафы, стерилизаторы, дистилляторы) от 10% до 40% электропотребления, холодильное оборудование - 5(10%, освещение - 30(60 %, вентиляция и кондиционирование - 10(20%. Многочисленные диагностические, терапевтические, лабораторные и подобные электроприборы имеют мощность до 1 кВт. Номенклатура медицинского электрооборудования непрерывно расширяется. Это приводит к тому, что мощность нагрузки и электропотребление медицинских организаций непрерывно возрастают.
По тепловой энергии можно выделить три группы потребителей тепла: отопление, горячее водоснабжение, вентиляция. На отопление приходится 55%-70%, а на вентиляцию 30%-45% в зависимости от типа здания.
В дошкольных организациях наиболее мощными потребителями электроэнергии являются электротермические установки пищеблоков. Освещение потребляет от 10% до 15% от общего электропотребления.
Организации образования имеют в основном 5 групп потребителей электроэнергии: освещение (50(70%), потребители с электродвигателями (10(30%), различные нагревательные установки (кипятильники, электрические плиты и т.д.), потребляющие от 10% до 20% электроэнергии, ЭВМ до 10% , различные лабораторные стенды. Организации образования можно разделить на три группы: технические, строительные, гуманитарные. По тепловой энергии можно выделить три группы потребителей тепла: отопление 53%(70%, горячее водоснабжение 16%(30%, вентиляция 10%(25%. По холодной воде в учебных организациях выделяются две группы потребителей: общежития 55%(70%, учебные корпуса 45%(30%.
Таблица 1.11.
Организации образования Костромской области (данные на 01.09.2002 г.)
Наименование | Количество организаций | Количество учащихся |
Школы | 524 | 91299 |
Детские сады | 432 | 25336 |
Техникумы | 19 в т.ч. 1 - негосуд. | 11712 |
Организация НПО | 33 | 10664 |
ВУЗы | 4 в т.ч. 1 - негосуд. | 18376 |
ВСЕГО | 1012 | 157387 |
Административные организация имеют 4 группы потребителей электроэнергии: освещение (40(60%), потребители с электродвигателями (10(30%), различные нагревательные установки (электрические плиты, кипятильники, электрокамины и т.д.) потребляющие от 20% до 40% электроэнергии, ЭВМ от 10(20%.
По тепловой энергии выделяются две группы потребителей тепла: отопление 70%-85%, вентиляция 15%-30%.
В бюджетных организациях плата за коммунальные услуги составляет в среднем 16,15% и достигает в ряде организаций 28% от общих расходов на их содержание и функционирование.
Например, в таблице 1.12 приведены данные по образовательным организациям Костромской области.
В бюджете по организациям образования НПО (училища, лицеи) на 2003 год коммунальные услуги составляют 15,7%.
Таблица 1.12
Бюджет по отрасли "Образование" по муниципальным образованиям на 2003 год (школы, детские сады, интернаты, организация дополнительного образования)
Города и районы | Утвержденный бюджет 2003 г. | В том числе коммунальные расходы (код-110700) | % |
ГОРОДА | |||
Кострома | 437596,0 | 58005 | 13,3 |
Буй | 39137,0 | 9046,0 | 23,1 |
Галич | 24700,0 | 2683,0 | 10,9 |
Мантурово | 29668,0 | 6284,0 | 21,2 |
Нерехта | 55306,9 | 11857,0 | 21,4 |
Нея | 29704,0 | 7091,0 | 23,9 |
Шарья | 60225,0 | 10668,0 | 17,7 |
Волгореченск | 26937,0 | 3807,0 | 14,1 |
РАЙОНЫ | |||
Антроповский | 17007,0 | 2319,0 | 13,6 |
Буйский | 20358,0 | 2545,0 | 12,5 |
Вохомский | 27074,0 | 3093,0 | 11,4 |
Галичский | 23246,0 | 5851,0 | 25,2 |
Кадыйск ий | 20829,0 | 3164,0 | 15,2 |
Кологривский | 19663,0 | 1055,0 | 5,4 |
Костромской | 71094,0 | 11200,0 | 15,8 |
Красносельский | 35374,0 | 5885,0 | 16,6 |
Макарьевский | 33632,0 | 4387,0 | 13,0 |
Мантуровский | 16040,0 | 2855,0 | 17,8 |
Межевской | 13499,0 | 1922,0 | 14,2 |
Октябрьский | 15343,0 | 2280,0 | 14,9 |
Островский | 29002,0 | 8089,0 | 27,9 |
Павинский | 16200,0 | 1926,0 | 11,9 |
Парфеньевский | 13719,0 | 2208,0 | 16,1 |
Поназыревский | 17364,9 | 2781,0 | 16,0 |
Пыщугский | 12256,0 | 1156,0 | 9,4 |
Солигаличский | 21752,0 | 3417,0 | 15,7 |
Судиславский | 27378,0 | 6104,0 | 22,3 |
Сусанинский | 17769,0 | 1913,0 | 10,8 |
Чухломский | 20920,0 | 2506,0 | 12,0 |
Шарьинский | 34417,0 | 6155,0 | 17,9 |
ИТОГО: | 1227210,8 | 192252 | 15,7 |
Состояние системы теплопотребления в зданиях бюджетных организаций не в лучшем состоянии. Нет такого количества хаотических переделок, как в жилых домах, но грамотная эксплуатация тоже практически повсеместно отсутствует. Самое неприятное, что редко где в рабочем состоянии поддерживаются установки приточной вентиляции и кондиционирования, это нарушает режим воздухообмена в школах и больницах, приводит к нарушению санитарных норм.
Для уменьшения платежей за тепло на объектах бюджетной сферы в последние годы начали устанавливать теплосчетчики. К сожалению, обычно этим все и ограничивается и никакой работы по действительной экономии тепла не производится. Размер оплаты за теплоснабжение обычно уменьшается из-за неработающих вентиляционных систем, но т.к. затраты теплоснабжающей организации остаются неизменными (потребление топлива, диаметры теплотрасс, теплопотери и т.д.), при очередном пересмотре тарифов ранее утвержденные затраты делятся на меньшее количество реализованного тепла, и тарифы приходится повышать. Если нет реального уменьшения количества потребленного тепла, не могут уменьшиться и затраты.
Превышение тепловых потерь против нормативных часто обусловлено сливами теплоносителя "концевых" потребителей, вызванных невыдерживанием ОАО "Костромаэнерго" температурного графика и нарушением гидравлического режима теплосетей.
Еще далеко не везде состояние систем теплоснабжения и теплопотребления дошло до полного упадка, но общие тенденции безрадостны: растет аварийность, пуск отопления осенью растягивается на несколько месяцев, недогревы в морозы стали нормой, а не исключением; темпы замены оборудования снижаются, и, соответственно, увеличивается количество оборудования, находящегося в аварийном состоянии. Это предопределило десятикратный рост аварийности.
Неблагоприятная обстановка сложилась в аграрном секторе экономики страны в целом, в том числе и в Костромской области. Из-за недопустимого диспаритета цен и слабой государственной поддержки АПК сельскохозяйственные предприятия Костромской области находятся в трудном экономическом положении: из 402 сельскохозяйственные предприятия по итогам 2002 года только 62 имеют рентабельное хозяйство. Долги предприятий возрастают, а объемы производства снижаются.