В Костромской области на теплоснабжение жилищно-коммунального сектора и сельских зданий расходуется 220 - 240 тыс. т у.т. в год, что составляет 42-43% потребления топлива на цели теплоснабжения. По прогнозным оценкам, к 2010 г. доля потребления топлива увеличится до 48-49%. По причине запущенности отрасли в сфере теплоснабжения лежат огромные резервы энергосбережения. Удельные расходы потребления топлива на отопление в среднем составляют 55 кг у.т./кв. м, на горячее теплоснабжение - 79 кг у.т./кв. м в год.
Анализ топливных затрат показывает, что уровень потерь за счет конструктивно-технологических недостатков зданий, запроектированных и построенных по действующим нормам, существенно высок: потери тепла на отопление через стены составляют 20-22%, окна (включая вентиляцию) - 20-26%, покрытия кровли - 5-6%, подвалы, грунт - 2-6%, потери в системах горячего водоснабжения - 14%, при производстве и транспортировке тепла - 30%.
Прежде всего, необходимо осуществить малозатратные организационные мероприятия по созданию необходимой нормативной правовой и методической базы энергосбережения, а так же ликвидировать причины неудовлетворительной эксплуатации энергетического оборудования и инженерных сетей. Реализация организационно-административных мероприятий позволит повысить энергоэффективность коммунально-бытового сектора на 9-11%.
Следующее направление предусматривает реализацию быстроокупаемых приоритетных общепромышленных инновационных энергосберегающих проектов и технологий, направленных на повышение энергоэффективности ЖКХ.
При реализации указанных проектов необходимо осуществлять мероприятия, обеспечивающие повышение энергоэффективности этих технологий:
- проведение энергетических обследований должно быть обязательной частью работ в области энергосбережения. Обследованиям подлежат источники тепла и воды, трубопроводные сети, потребители (жилые здания и сооружения);
- разработка и ввод в действие нормативно-технических документов (стандартов, правил, руководящих материалов, инструкций), обеспечивающих достоверность характеристик и надежность приборов, предназначенных для осуществления коммерческого учета ресурсов;
- регулирование расхода тепла за счет широкого использования систем автоматического регулирования, в том числе программного;
- повышение теплозащитных свойств вновь возводимых и эксплуатируемых жилых и общественных зданий за счет повышения термического сопротивления стеновых конструкции и окон;
- установка и использование приборов учета позволит выявить так называемых неучтенных потребителей и снизить коммерческие потери в сетях. На реализацию данного мероприятия требуется 3,3 млн. руб.
По данным института Киев ЗНИИЭП, более половины резерва энергосбережения связано с тепловой защитой зданий и изоляцией, около четверти - с коммерческим учетом теплоты, около пятой части - с увеличением к.п.д. котлоагрегатов.
Новые принципы нормирования в технике отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха позволяют на уровне регионов внедрять новые нормативные сопротивления теплопередач ограждающих и других конструкций зданий и сооружений.
Большое значение будут иметь теплоизоляционные работы на реконструируемых зданиях старой застройки, в особенности тех из них, которые были построены в 60-х годах на первой волне массового жилищного строительства, когда критерием оценки дома была его низкая стоимость, достигаемая в ущерб эксплуатационным качествам и прежде всего теплозащите. При реконструкции зданий на стены должен быть нанесен дополнительный теплоизоляционный слой, который может размещаться как на наружных, так и внутренних поверхностях конструкций. С точки зрения повышения теплоустойчивости здания и предотвращения конденсации водяных паров в конструкции, дополнительная изоляция на наружной стороне имеет преимущество перед изоляцией внутренней стороны, так как при этом устраняются мостики холода. Строительные конструкции получают новый защитный от атмосферных явлений слой.
Дополнительное утепление перекрытий существующих зданий может привести к заметному эффекту уменьшения теплопотребления, причем относительный эффект будет тем значительнее, чем больше число этажей.
Трубопроводы внутри зданий также являются источником значительных потерь тепла, что связано с низким качеством теплоизоляционных работ, выполняемых примитивными методами, материалами низкого качества и без должного контроля. Для уменьшения потерь, связанных с теплоизоляцией трубопроводов, необходимо снизить нормативную составляющую допустимых линейных потерь теплоты и соответственно увеличить толщину теплоизоляционного слоя.
Низкое качество притворов отечественных окон обусловило высокий уровень расчетных теплопотерь, установленный действующими нормами, регламентирующими так называемые инфильтрационные теплопотери, зависящие от воздухопроницаемости окон и разности давлений воздуха, воздействующей на них. Такой подход в период энергетического кризиса должен быть пересмотрен при составлении новых строительных норм, поскольку независимо от качества окон обязанностью владельца квартиры всегда было и остается утепление окон любыми доступными средствами, включая оклейку притворов бумагой, с обеспечением вентиляции помещении при необходимости посредством периодического открывания форточек. Именно такой принципиальный подход к составлению норм и правил расчета теплопотерь будет стимулировать жителей на снижение реального теплопотребления.
Сегодня необходимо пересмотреть концепцию построения внутренних систем теплопотребления и во всех проектируемых, реконструируемых и капитально ремонтируемых жилых домах предусматривать поквартирные вводы системы отопления с приборами учета, термостатами на отопительных приборах, а также со счетчиками холодной и горячей воды в системах водопотребления. Такие системы позволят потребителю экономить свой бюджет, платить поставщику за фактически потребленную энергию, а отрасли - экономить энергоресурсы.
Однако в области поквартирного учета энергоносителей существует ряд проблем, главной из которых является высокая стоимость организации поквартирного учета тепловой энергии. Так как число необходимых счетчиков очень велико, то для решения этой задачи не может быть использован традиционный путь бюджетного финансирования работ по установке счетчиков - известно, что практически ни одна федеральная или региональная программа энергосбережения, предусматривавшая финансирование работ по установке счетчиков тепла и воды, не была выполнена полностью из-за дефицита бюджетов.
Выход один - привлечение кредитов в выполнение работ по установке счетчиков, а затем возврат кредитов за счет регулярных платежей потребителей. Это значит, что установка счетчиков тепла и воды становится не инвестиционным проектом, а услугой, для предоставления которой должны создаваться специализированные организации. Существующая нормативная база позволяет предоставлять услуги по установке, ремонту и техническому обслуживанию счетчиков тепла и воды (Общероссийский классификатор ОК 002-93, раздел 04, коды услуг 042204, 042408).
Специализированная организация, предоставляющая услуги, за счет собственных средств и/или привлеченных кредитов выполняет все работы по установке счетчиков, держит их на своем балансе. Специализированная организация накапливает амортизационные отчисления на своевременное полное восстановление приборов, обеспечивает достоверность измерений, проверяет, ремонтирует или заменяет счетчики. Плата за услуги производится по тарифам, которые должны регулироваться органами местного самоуправления.
При выполнении учета тепловой энергии в квартирах современных домов с горизонтальной разводкой труб, где каждая квартира имеет отдельный ввод, вопрос решается стандартным образом путем установки компактных теплосчетчиков. Однако, сегодня большинство домов имеют квартиры с вертикальной разводкой труб, что усложняет построение системы учета тепла. В этом случае вопрос может быть решен путем установки в квартирах радиаторных теплосчетчиков испарительного или электронного типов и общедомового теплосчетчика. Эффективность этого мероприятия напрямую зависит от заинтересованности жильцов в энергосбережении и может достигать 25%.
Основные направления повышения эффективности теплоснабжения Костромской области, в том числе и сферы жилищно-коммунального хозяйства:
Замена существующих теплотрасс на трубы полной заводской готовности с полиуретановой изоляцией и бесканальной прокладкой. В системе ЖКХ требуется срочная замена 376 км тепловых сетей, находящихся в эксплуатации свыше 20 лет. Наибольшая протяженность подлежащих замене тепловых сетей в г.Костроме - 115 км, г.Шарье - 54 км, г.Нерехте - 47км.
Перевод на закрытую систему теплоснабжения путем установки подогревателей горячего водоснабжения на каждом объекте (всего 106).
Установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов и регуляторов параметров теплоносителей. В целом по Костромской области установка на отдельных тепловых пунктах регуляторов расхода теплоносителя, позволит обеспечить снижение расхода тепловой энергии на 20-25%. В Программе предусматривается частичное решение этой проблемы (100 объектов бюджетной сферы и ЖКХ).
На объектах ЖКХ предусматривается установка 900 счетчиков тепловой энергии, что потребует затрат 22 млн. рублей.
Представлен проект реконструкции котельных Костромской области, рассчитанный до 2010 года, но его необходимо корректировать в соответствии с фактическими сроками газификации районов области (плановые сроки газификации Костромской области, установленные соответствующей программой, не выполняются).
Необходимо заменить 160 электрических котлов типа ЭПЗ-100 на более экономичные котлы, работающие на местных видах топлива (торф, отходы деревообработки) и использующие в качестве резервного топлива дрова и уголь.