Введение системы лимитирования позволило сформировать необходимые условия для получения реальной экономии расходов федерального и региональных бюджетов за счет реализации программ повышения эффективности использования энергии на объектах бюджетной собственности. Лимит - это необходимый минимум потребления энергоносителей, при котором осуществляется жизнедеятельность бюджетной организации и соблюдение необходимых санитарно-гигиенических норм. Лимит потребления энергоносителей является их предельной величиной, оплачиваемой по льготному тарифу, который устанавливается Правительством в зависимости от средств выделяемых на госбюджетную сферу.
Лимиты на потребление энергоносителей организациям бюджетной сферы должны задаваться органами Госэнергонадзора в виде удельных нормативов потребления, которые следует относить на 1 м2 площади, 1 учащегося и преподавателя, 1 работающего и т.д.
В настоящее время подобные нормативы есть только для вновь строящихся бюджетных организаций. Для существующих бюджетных организаций в РФ подобных нормативов нет, поэтому до их разработки лимиты потребления энергоносителей можно определять на основании методики, рекомендуемой Госэнергонадзором.
Так как стоимость энергоносителей для организаций и общежитий разная, то лимиты следует определять отдельно, для организаций и общежитий. Для бюджетных организаций имеющих котельные, необходимо определить так же лимиты энергоносителей (топлива и электроэнергии) для котельных. Годовое фактическое потребление того или иного энергоносителя определяется по показаниям счетчиков расхода энергоносителя. Если в обследуемом организации нет счетчиков учета какого-либо энергоносителя, то определение годовых расходов можно произвести по суточным расходам, которые замеряются в процессе энергоаудита переносными расходомерами (суточные расходы замеряются в течение 1 недели).
Необходимо сформировать достаточные условия для повышения экономической эффективности лимитирования потребления энергоресурсов бюджетной сферой:
- Ввести практику выделения средств областного бюджета на реализацию мер по налаживанию учета и повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы;
- Научиться получать, учитывать и делить экономию бюджетных средств;
- Отладить механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств для реализации мер по снижению бюджетных расходов с расплатой за счет части полученной экономии;
- Создать условия для привлечения энергосервисных компаний для реализации проектов по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы;
- Создать систему управления реализацией РЦП "Энергоэффективная экономика Костромской области" по разделу "Энергоэффективность в организациях федеральной бюджетной сферы".
Не потребуется дополнительных бюджетных капиталовложений, если оставить часть уже полученной экономии. Экономия должна финансировать экономию! Первичные капиталовложения формируются за счет аккумуляции части экономии получаемой от установки приборов учета. Финансовые средства, полученные от экономии на издержках должны направляться на дальнейшее снижение издержек, на развитие организация и материальное поощрение.
Опыт российских министерств по запуску механизмов энергосбережения в бюджетной сфере сравнительно невелик, но положительные примеры получения значительной бюджетной экономии в России уже есть как на федеральном, так и на региональном уровнях. Первые шаги в реализации программ эффективного энергоменеджмента в России уже сделаны. С 1999 г. реализуется Программа \"Энергосбережение Минобразования России", в 1999-2005 гг. Минобразования создало информационно-аналитическую систему учета расхода ТЭР и систему управления энергосбережением в университетах и колледжах. Управление программой построено в виде пирамиды: заместитель министра; научно-технический совет; исполнительная дирекция; два головных университета; 41 базовый университет; курируемые университеты; 20 Центров энергосбережения. (В число которых включен и региональный центр энергосбережения при Костромском государственном технологическом университете).
Первые годы реализации программы показали ее высокую бюджетную эффективность. Были решены три задачи:
- Остановлен рост задолженности за коммунальные платежи, снижен ее объем и тем самым ликвидирована угроза срыва учебного процесса;
- На каждый рубль, выделенный на реализацию программы из федерального бюджета привлечено 2,5 рубля из внебюджетных источников;
- На каждый рубль, привлеченный из федерального бюджета в течение 5 лет получается 5 рублей экономии на коммунальных платежах организаций образования, что обеспечивает возможность повышения заработной платы в системе образования и роста ее материально-технической оснащенности.
В пакете реализуемых мер доминируют системы учета, системы регулирования теплопотребления, оборудование для систем теплоснабжения и средства утепления. На их долю пришлось 73% всего бюджета программы. Еще 18% пришлось на приобретение средств энергоуадита и информационных систем. На долю повышения эффективности использования электроэнергии пришлось почти 10%.
Результаты энергетических обследований организаций образования показали, что доля тепловой энергии в общем потреблении энергоносителей составляет 55 - 70%, а электрической энергии до 35%. Именно поэтому основное внимание уделено решению задачи экономии тепловой энергии и в первую очередь за счет налаживания учета и регулирования теплопотребления.
В РЦП "Энергоэфективная экономика Костромской области" предполагается внедрение опыта федеральной программы на региональном уровне.
Целесообразно изучить и опыт других регионов России в повышении энергоэффективности бюджетной сферы. Центр энергоэффективности (ЦЭНЭФ) предложил для Ростовской области меню из пяти базовых механизмов устойчивого стимулирования эффективного использования энергоресурсов: "Энергетические звезды"; "Скользящий лимит"; "Оплата по счетам"; "Участие в экономии"; "Профессиональное управление". Все они предполагают мотивацию участников за счет использования части полученной экономии. При
этом первые две схемы не предполагают проведение существенных организационных изменений в системе управления образованием и здравоохранением. Важнейшим элементом этих схем, как и в жилом секторе, является привлечение энергосервисных компаний, или профессиональных управляющих бюджетной недвижимостью.