В рамках формирования и реализации новой региональной политики особое место должно отводиться региональным вопросам энергетической безопасности (ЭБ). Это обусловлено возможностью возникновения критических природно-климатических и социально-политических ситуаций в регионе, состоянием топливо и энергоснабжения, активизацией процесса децентрализации управления в экономике, расширением самостоятельности региональных образований.
Поэтому целью оценки энергетической безопасности Костромского региона является:
- выявление состава, характера и остроты угроз ЭБ, локализация и определение особенностей конкретных проявлений этих угроз в настоящее время и их прогноз на перспективу;
- оценка существующего и ожидаемого уровня ЭБ и степени защищенности их "энергетических интересов";
- подготовка информации для обоснования и выбора решений, направленных на поддержание на требуемом уровне и укрепление ЭБ, по предупреждению и противодействию угрозам ЭБ, а также для учета фактора ЭБ при обосновании стратегии и тактики развития систем энергетики в регионе.
Энергетическая безопасность - это состояние защищенности жизненно важных "энергетических интересов" личности, общества и региона от внутренних и внешних угроз. Эти интересы сводятся к бесперебойному обеспечению потребителей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества. В нормальных условиях это обеспечение в полном объеме обоснованных потребностей, а в чрезвычайных ситуациях - гарантированное обеспечение минимально необходимого объема потребностей.
Важная роль энергетики в обеспечении жизнедеятельности населения, ее тесная связь с экономикой требует определения состава угроз энергетической безопасности. При этом под угрозой энергетической безопасности должна пониматься совокупность условий и факторов, создающих экстремальные ситуации в системах топливо- и энергоснабжения потребителей, представляющих опасность для нормального функционирования этих систем и затрагивающих жизненно важные интересы личности, общества и государства.
Реальные и потенциальные угрозы системам топливо- и энергоснабжения и, соответственно, энергетической безопасности должны определять содержание деятельности по их нейтрализации или предотвращению.
Структура угроз энергетической безопасности региона следующая:
1. Экономические угрозы:
- острый дефицит инвестиционных ресурсов, недофинансирование капиталовложений в энергетику, а также в энергосбережение;
- финансовая дестабилизация экономики, наличие неплатежей и задолженности (кредиторской и дебиторской) предприятий энергетики;
- нарушение хозяйственных связей по поставкам предприятиям энергетики топлива, материалов, оборудования из-за ликвидации централизованной распределительной системы, медленного восстановления новой системы связей;
- неэффективное использование энергоресурсов их потребителями, энергорасточительная структура экономики, слабость или отсутствие энергосберегающей деятельности;
- чрезмерно низкие цены на тепло и электроэнергию по сравнению с ценами используемых энергопредприятиями ресурсов;
- экономически необоснованное соотношение цен на разные энергоресурсы;
- отсутствие оптимальной централизации и децентрализации теплоснабжения;
- слабая диверсифицированность энергоснабжения;
- возможная недостаточность запасов топлива, а также резервов производственных мощностей;
2. Природные угрозы:
- стихийные бедствия: ураганы, наводнения, оползни, гололедные явления;
- суровые зимы - как с превышением нормативных температурных условий, которые учитываются при проектировании отопления/ теплоснабжения, так и в пределах этих условий, но при наложении на аварийные ситуации и/или в условиях недостаточности резервов и запасов.
3. Управленческо - правовые угрозы:
- неэффективность и ошибки в реализации экономической программы региона (включая налоговую, приватизационную, ценовую, финансовую, инвестиционную), а также его социальной политики;
- неполнота и несовершенство существующего законодательства;
- низкий уровень правового обеспечения и функционирования механизмов антимонопольной политики и регулирование естественных монополий;
- низкий уровень хозяйственного управления на энергетических предприятиях;
- низкий уровень управления развитием теплового хозяйства, отсутствие необходимых организационных структур, правовых актов.