Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА"

1.4. Энергетическая безопасность региона


В рамках формирования и реализации новой региональной политики особое место должно отводиться региональным вопросам энергетической безопасности (ЭБ). Это обусловлено возможностью возникновения критических природно-климатических и социально-политических ситуаций в регионе, состоянием топливо и энергоснабжения, активизацией процесса децентрализации управления в экономике, расширением самостоятельности региональных образований.

Поэтому целью оценки энергетической безопасности Костромского региона является:

- выявление состава, характера и остроты угроз ЭБ, локализация и определение особенностей конкретных проявлений этих угроз в настоящее время и их прогноз на перспективу;

- оценка существующего и ожидаемого уровня ЭБ и степени защищенности их "энергетических интересов";

- подготовка информации для обоснования и выбора решений, направленных на поддержание на требуемом уровне и укрепление ЭБ, по предупреждению и противодействию угрозам ЭБ, а также для учета фактора ЭБ при обосновании стратегии и тактики развития систем энергетики в регионе.

Энергетическая безопасность - это состояние защищенности жизненно важных "энергетических интересов" личности, общества и региона от внутренних и внешних угроз. Эти интересы сводятся к бесперебойному обеспечению потребителей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества. В нормальных условиях это обеспечение в полном объеме обоснованных потребностей, а в чрезвычайных ситуациях - гарантированное обеспечение минимально необходимого объема потребностей.

Важная роль энергетики в обеспечении жизнедеятельности населения, ее тесная связь с экономикой требует определения состава угроз энергетической безопасности. При этом под угрозой энергетической безопасности должна пониматься совокупность условий и факторов, создающих экстремальные ситуации в системах топливо- и энергоснабжения потребителей, представляющих опасность для нормального функционирования этих систем и затрагивающих жизненно важные интересы личности, общества и государства.

Реальные и потенциальные угрозы системам топливо- и энергоснабжения и, соответственно, энергетической безопасности должны определять содержание деятельности по их нейтрализации или предотвращению.

Структура угроз энергетической безопасности региона следующая:

1. Экономические угрозы:

- острый дефицит инвестиционных ресурсов, недофинансирование капиталовложений в энергетику, а также в энергосбережение;

- финансовая дестабилизация экономики, наличие неплатежей и задолженности (кредиторской и дебиторской) предприятий энергетики;

- нарушение хозяйственных связей по поставкам предприятиям энергетики топлива, материалов, оборудования из-за ликвидации централизованной распределительной системы, медленного восстановления новой системы связей;

- неэффективное использование энергоресурсов их потребителями, энергорасточительная структура экономики, слабость или отсутствие энергосберегающей деятельности;

- чрезмерно низкие цены на тепло и электроэнергию по сравнению с ценами используемых энергопредприятиями ресурсов;

- экономически необоснованное соотношение цен на разные энергоресурсы;

- отсутствие оптимальной централизации и децентрализации теплоснабжения;

- слабая диверсифицированность энергоснабжения;

- возможная недостаточность запасов топлива, а также резервов производственных мощностей;

2. Природные угрозы:

- стихийные бедствия: ураганы, наводнения, оползни, гололедные явления;

- суровые зимы - как с превышением нормативных температурных условий, которые учитываются при проектировании отопления/ теплоснабжения, так и в пределах этих условий, но при наложении на аварийные ситуации и/или в условиях недостаточности резервов и запасов.

3. Управленческо - правовые угрозы:

- неэффективность и ошибки в реализации экономической программы региона (включая налоговую, приватизационную, ценовую, финансовую, инвестиционную), а также его социальной политики;

- неполнота и несовершенство существующего законодательства;

- низкий уровень правового обеспечения и функционирования механизмов антимонопольной политики и регулирование естественных монополий;

- низкий уровень хозяйственного управления на энергетических предприятиях;

- низкий уровень управления развитием теплового хозяйства, отсутствие необходимых организационных структур, правовых актов.