13. Обеспечение необходимого уровня безопасности населения и минимизация потерь вследствие пожаров и чрезвычайных ситуаций является важным фактором устойчивого социально-экономического развития региона.
Показатели риска пожаров характеризуют различные аспекты состояния пожарной безопасности в области. Частота пожаров отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельности надзорных органов, органов власти и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками.
Индивидуальный риск и удельная величина ущерба главным образом характеризуют эффективность деятельности противопожарной службы в тушении пожаров (время оперативного реагирования, техническую оснащенность, обученность работников и др.).
Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов и наиболее критичен для групп населения с низким уровнем доходов и социальной адаптации.
За последние несколько лет в Костромской области наблюдается тенденция к снижению количества пожаров (с 1496 в 2002 году до 889 в 2009 году), а также снижению числа погибших на пожарах (с 155 до 88 человек за аналогичный период). Улучшение данных показателей стало возможно, в том числе, и в связи исполнением на территории области областной целевой программы "Обеспечение пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Костромской области до 2010 года" со сроком реализации 2007 - 2010 годы.
На территории Костромской области 30 % населения проживает в сельской местности. Удаленность сельских поселений затрудняет своевременное принятие мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, оповещения населения.
Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности на объектах социальной сферы. В настоящее время на территории Костромской области находится 146 объектов социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей.
14. Продолжает оставаться низким уровень технической оснащенности противопожарной службы области. Из имеющихся 40 единиц пожарной техники в учреждениях противопожарной службы Костромской области в настоящее время подлежат списанию 33 единицы.
Пожарная техника, состоящая на вооружении противопожарной службы Костромской области, эксплуатируется более 15-20 лет, и ее износ составляет 90%.
Для решения данной проблемы было принято постановление губернатора Костромской области от 01 сентября 2005 года N 536 "О плане приобретения пожарных автомобилей государственной противопожарной службой Костромской области на 2006-2010 годы". Данный план по объективным причинам был исполнен лишь на 20%. В связи с реорганизацией государственной противопожарной службы Костромской области данное постановление было отменено с перспективой включения невыполненных мероприятий в областную целевую программу.
15. Одним из основных мероприятий по защите населения является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения опасности.
Сигналы об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций передаются по региональной автоматизированной системе централизованного оповещения.
Задачами РАСЦО областного уровня являются оповещение должностных лиц, органов управления и сил гражданской обороны данного уровня, органов управления гражданской обороны местного и объектового уровней и их должностных лиц, а также населения, проживающего на территории, охватываемой системой оповещения этого уровня. Состояние РАСЦО области в настоящее время не в полной мере соответствует задачам сбора, обработки и передачи информации об угрозе и возникновении ЧС, а также своевременного оповещения населения. Срок эксплуатации РАСЦО составляет 26 лет. В настоящее время оборудование выработало установленный ресурс, не обеспечивает гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и требует замены.
16. Важную роль в прогнозировании опасных ситуаций криминогенного, террористического, природного и техногенного характера и своевременности реагирования на них играют современные средства профилактического видеонаблюдения в местах массового пребывания людей, а также устройства, обеспечивающие обратную связь населения с подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности.
В настоящее время осуществляется создание специальной системы, представляющей собой совокупность федеральных, региональных и местных информационных центров, использующих современные информационные и телекоммуникационные технологии, связанных с различными типами терминальных комплексов.
Для повышения уровня подготовленности населения, привития норм безопасного поведения в окружающей обстановке, а также увеличения эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей на территории Костромской области необходимо создание сегмента общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
17. Проблемы обеспечения пожарной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций носят комплексный межведомственный и взаимодополняющий характер, требующий участия различных органов исполнительной власти при реализации конкретных мероприятий.
В целях придания системности деятельности и координации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области обеспечения пожарной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций необходимо применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволит на основе концентрации ресурсов обеспечить комплексное решение указанных проблемных вопросов и развитие инфраструктуры обеспечения комплексной безопасности на территории Костромской области.