Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития области является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.
Однако достижение указанных целей сдерживается рядом нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений, снижающих социально-экономический потенциал развития области. На сегодняшний день одной из главных проблем остается отсутствие необходимых нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан и юридических лиц на земельные участки и иные объекты недвижимости. Не проведено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Не решена задача создания полноценного государственного земельного кадастра как системы государственного учета единых объектов недвижимости. Работы по инвентаризации земель и кадастровой оценке своевременно не завершены из-за недостаточного финансирования. Более половины населенных пунктов и районов области не обеспечены качественными картографическими материалами. Практически отсутствует опорная межевая сеть. В области большой дефицит квалифицированных специалистов-землеустроителей. Из-за их недостатка несвоевременно обеспечиваются потребности граждан и юридических лиц в межевании земельных участков для обязательной постановки их на государственный кадастровый учет. Следствием этого явилось отсутствие юридически оформленных прав на уже предоставленные собственникам, владельцам и пользователям земельные участки. Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.
Постановка указанных проблем в рамках настоящей Программы позволяет рассматривать ее как логическое продолжение целевых программ "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Костромской области (1997-2000 гг.)", утвержденной постановлением главы администрации Костромской области от 24 февраля 1997 года N 106 и "Развитие земельной реформы в Костромской области на 2000-2002 годы", утвержденной постановлением Костромской областной Думы от 3 мая 2000 г. N 880.
При реализации Программы планируется использовать все выполненные ранее разработки, созданную материально-техническую, информационную и технологическую базу, подготовленный персонал и опыт проведения мероприятий, охватывающих всю территорию области. Важным обстоятельством является и тот факт, что настоящая Программа, охватывая сферу государственного земельного кадастра как единую систему государственного учета объектов недвижимости, полностью координируется с утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 273 Федеральной программой поэтапного развития государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В рамках реализации Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" Федеральной службой земельного кадастра России в Костромской области создано Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Костромской области" с 12-ю межрайонными филиалами, осуществляющими государственный кадастровый учет земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Федеральной службой земельного кадастра России в область поставлено 60 программно-технических комплексов для автоматизированного кадастрового учета земельных участков. Обучено 74 специалиста новым технологиям ведения государственного земельного кадастра.
Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству ежегодно участвуют в обеспечении налоговых органов списками плательщиков земельного налога и арендной платы за землю, т.е. участвуют в создании налогооблагаемой базы.
Подготовлены предварительные перечни земельных участков, относящихся к федеральной и областной собственности.
Для автоматизированного государственного кадастрового учета созданы электронные карты кадастрового деления по 26 городам и районным центрам.
Обеспеченность доброкачественным плановым картографическим материалом в области крайне низкая. Более 50% картографических материалов по поселениям области устарели и требуют полного обновления.
Из-за крайне недостаточного финансирования из областного и местного бюджетов мероприятия областных программ "Создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (1997-2002 г.г.)" и "Развития земельной реформы в Костромской области в 1999-2002 г.г." практически не выполнены.
Отсутствие необходимого бюджетного финансирования, сокращение штатов в комитетах, ликвидация в 2001 г. в 16 муниципальных образованиях в результате реорганизации комземов не позволяют на должном уровне вести государственный земельный кадастр и оперативно решать поставленные задачи.
Преодоление указанных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие области, позволит реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения недвижимого имущества, а также совершенствовать системы управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности.
Необходимость решения перечисленных выше проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, необходимостью скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного, научно-исследовательского, опытно-конструкторского, технического, технологического и образовательного характера.