13. Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
14. Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
За последние 12 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 46 процентов сельского жилищного фонда. В сельской местности газифицировано 59 процентов площади жилых домов, но только одна четвертая этой площади газифицирована сетевым газом.
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.
За период с 1995 по 2007 год в сельской местности количество школ сократилось на 24 процента. В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и недостаточной организации доставки к ним детей обострилась проблема доступности для сельского населения услуг образования.
Ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения в 2007 году составила 2225 человек. Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.
В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья часть сельских населенных пунктов остается без автобусного сообщения.
В период с 1989 года по 2007 год костромское село утратило 846 населенных пунктов. Увеличивается число сельских населенных пунктов, не имеющих постоянных жителей.
Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе на 1 января 2009 года составляет 1186 человек, в том числе руководителей и специалистов - 323 человека, трактористов-машинистов - 362 человека, рабочих животноводства - 257 человек, рабочих полеводства - 119 человек, прочих кадров - 125 человек.
Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2008 году среди руководителей и специалистов, занятых в сельском хозяйстве, среднее профессиональное образование имели 48 процентов работников, высшее - 34 процента; из общей численности рабочих среднее специальное образование имели 11,7 процента работников, высшее - 1,5 процента работников.
15. Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и в Госпрограмме, предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.
16. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
17. Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях или сельских поселениях и межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность). Перечень таких сельских населенных пунктов на территории Костромской области определяется постановлением администрации Костромской области.
18. Необходимость разработки и реализации областной целевой программы "Социальное развитие села Костромской области на 2009-2013 годы" (далее - Программа) обусловлена:
(в редакции постановления администрации Костромской области N 539-а от 28.12.2011 года (НГР ru44000201100985))
1) социально-политической остротой проблемы;
2) потребностью формирования базовых условий социального комфорта для закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса;
3) необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой;
4) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области;
5) приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.