Недействующий

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.02.2009 N 63-А

III. Прогноз ситуации в сфере занятости населения и на рынке труда Костромской области


31.Реализация настоящей Программы будет осуществляться на фоне сложной демографической ситуации, сложившейся в Костромской области. Наметившиеся определенные позитивные изменения по основным показателям воспроизводства населения приведут к сокращению естественной убыли населения.

32.В Костромской области сохраняется наивысший в Центральном федеральном округе уровень рождаемости. В 2008 году он составил 11,3 человека на одну тысячу населения. В области будет продолжаться сокращение численности населения, в том числе в трудоспособном возрасте. Предполагаемые темпы снижения численности постоянного населения несколько замедлятся и к концу прогнозируемого периода составят 0,3 процентных пункта (в 2008 году темп снижения численности составил 0,7 процентных пункта к предшествующему году).

33.Положительное влияние на демографическую ситуацию окажут реализация национальных проектов, меры по стимулированию рождаемости, профилактике и лечению заболеваний, совершенствованию системы охраны здоровья, материнства и детства, укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений области.

34.В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 7 марта 2007 года и с целью улучшения демографической ситуации в Костромской области постановлением администрации Костромской области от 10 августа 2007 года N 199-а "О направлениях и основных мероприятиях по улучшению демографической ситуации в Костромской области на 2007-2010 годы" одобрены направления и основные мероприятия по улучшению демографической ситуации в Костромской области на 2007-2010 годы, одним из исполнителей которых (среди других ведомств) определена и государственная служба занятости населения Костромской области.

35.Целью проводимых мероприятий по улучшению демографической ситуации в Костромской области является снижение в 2007-2010 годах темпов естественной убыли населения и обеспечение, начиная с 2015 года, естественного прироста населения в области.

36.Прогнозируемый устойчивый экономический рост нашей области предполагает адекватное развитие социально-трудовой сферы. Положение на рынке труда будут определять позитивная экономическая ситуация, выверенные совместные действия социальных партнеров, усилия администраций городов, районов, департамента государственной службы занятости населения Костромской области и центров занятости населения (далее - органов службы занятости населения Костромской области), направленные на расширение продуктивной занятости, снижение социальной напряженности, повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов.

37.В сфере оплаты труда сохранится тенденция роста номинальной и реальной заработной платы. По прогнозу, в 2011 году номинальная среднемесячная начисленная заработная плата в целом по Костромской области возрастёт к уровню 2007 года более чем в 2,5 раза. Реальная начисленная заработная плата, при условии сохранения прогнозируемых темпов инфляции, увеличится в 2011 году в 1,6 раза к уровню 2007 года.

Росту заработной платы будут способствовать как увеличение минимального размера оплаты труда, так и дальнейшая реализация мероприятий по легализации заработной платы, рост заработной платы работников бюджетной сферы и развитие экономики Костромской области в целом.

38.В Костромской области сохранится тенденция устойчивого ежегодного роста валового регионального продукта. Наибольший удельный вес в производстве валового регионального продукта по- прежнему будут занимать промышленное производство, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, оказание услуг транспорта и связи, торговля. Эти сектора экономики окажут влияние на изменение валового регионального продукта. В прогнозном периоде ожидается дальнейший экономический рост на уровне 105-107 процентов в год.

39.В 2009 - 2011 годах увеличение инвестиций в основной капитал будет определяться реализацией инвестиционных проектов в обрабатывающих производствах. Ожидаются крупномасштабные инвестиции в строительство целлюлозного комбината. Продолжится реализация инвестиционных проектов на ООО "Кроностар", на ОАО "Газпромтрубинвест" (создание производства пластмассовых труб). Предполагается организация производств большеформатной фанеры. В среднесрочном прогнозном периоде ожидается значительное увеличение инвестиций в сельское хозяйство, что связано с реализацией государственной программы развития сельского хозяйства. Сохранятся значительные объёмы инвестиций в транспорт и связь, что в основном обусловлено дальнейшей реализацией программы газификации в Костромской области.

В соответствии с перечнем реализуемых в области инвестиционных проектов предполагается ввод в течение 2009-2010 годов более одной тысячи дополнительных рабочих мест.

40.В последние годы стабилизировалась ситуация в сфере малого предпринимательства. Реализация областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Костромской области на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением губернатора Костромской области от 02 февраля 2006 года N 132 "Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Костромской области на 2006-2010 годы", предполагает создание условий для стабильного и долгосрочного развития сферы малого бизнеса, что позволит увеличить оборот малых предприятий в 2011 году до 82,8 млрд. рублей. Количество малых предприятий возрастет до 4794 единиц, а среднесписочная численность работающих на них составит в 2011 году 54,1 тыс. человек.

Это улучшит степень сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Развитие рынка труда в Костромской области будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Серьезное значение будет иметь конкуренция за квалифицированных работников. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований к рабочим местам в экономике (в области заработной платы, социального пакета, условий труда и т.д.), так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения на рынке труда.

41.Одновременно в экономике области наступает этап нестабильного развития. Прогнозная оценка состояния рынка труда Костромской области на предстоящий период, представленная в таблице 4 приложения N 2 к настоящей Программе, основывается на том, что фаза нестабильного развития в экономике будут оказывать отрицательное влияние на объемы производства, инвестиционную активность и динамику занятости. Итоги постоянного (еженедельного) мониторинга на рынке труда области указывают на возможное усиление напряжённости на рынке труда в 2009 году. По данным исполнительных органов государственной власти Костромской области, 123 организации и предприятия планируют сокращение штатов и увольнение 4,3 тысячи работников.

42.В режиме неполного рабочего времени работают 49 предприятий, численность работающих неполное рабочее время - 3362 человека. В простое находится 24 предприятия с численностью 3022 человека. Таким образом, под угрозой увольнения находятся 10684 человека.

43.В 2009 году ожидается постепенное снижение численности занятых в организациях большинства видов экономической деятельности. Значительные увольнения работников ожидаются в г. Костроме (ОАО "Костромской завод "Мотордеталь", ОАО "Фанплит", ООО "Стромнефтемаш"), г.Мантурово (ОАО "Мантуровский фанерный комбинат"), г.Нерехте (ООО "Нерехтская льняная мануфактура", НПП "Нерехтский механический завод" филиал ФГУП ""ГНПП "Базальт). Сохранится тенденция увеличения среди безработных граждан лиц предпенсионного возраста, женщин, молодежи.

Ожидается, что в 2009 году численность безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения, в среднемесячном исчислении может составить 8,0 тыс.чел. Численность граждан, находящихся под риском увольнения в 2009 году, может составить более 20 тысяч человек. Кроме того, в июле-сентябре 2009 года на рынок труда области выйдут свыше 9 тысяч выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и, по предварительной оценке, около 4 тысяч человек из них будут нуждаться в трудоустройстве.

44.Свой вклад в развитие данной тенденции внесут требования работодателей к высокому уровню квалификации работников.

Таким образом, рынок труда области будет развиваться при удорожании трудовых ресурсов и конкуренции за их наиболее квалифицированную часть.

45.В этих условиях основными источниками компенсации сокращения предложения труда будут выступать повышение трудовой мобильности населения, повышение уровня производительности труда, а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики области.

Ожидается, что усиленная информационная работа позволит повысить осведомленность граждан о ситуации в сфере занятости и на рынке труда области и поднять престиж рабочих профессий. Это приведет к повышению экономической активности населения, вовлечению в трудовую деятельность лиц старше и младше трудоспособного возраста. Данные факторы будут также способствовать сближению спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

46.В соответствии с прогнозом областного рынка труда на 2009-2010 годы совокупный спрос на рабочую силу по крупным и средним предприятиям области может составить около 115,7 тыс. человек, из которых 97,7 тыс. чел., или 84,4 процента, потребуются на замену работников, выбывающих по причине текучести кадров.

Предполагается, что в органы службы занятости населения Костромской области в 2009-2010 годах за содействием в трудоустройстве будут обращаться не менее 50 - 60 тыс. человек в год.

Ожидается, что численность зарегистрированных в органах службы занятости населения Костромской области безработных граждан к концу 2010 года не будет превышать 8,3 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы не превысит 2,2 процентов.