13. Действующие системы водообеспечения и водоотведения городов и сельских населенных пунктов Костромской области в настоящее время требуют реконструкции, наращивания мощности, необходимо повсеместное повышение уровня их технической и санитарно-эпидемиологической надежности, усиление контроля качества воды. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
14. Оценивая возможности существующего хозяйственно-питьевого водоснабжения Костромской области, необходимо отметить, что они ограничены по объемам отпуска как в городской, так и в сельской местности. Костромская область отстает по водопотреблению в сутки на 1 жителя от среднего уровня по России и соседних областей.
Благоустройство водопроводом и канализацией жилищного фонда Костромской области остается низким: всего по Костромской области обеспечено водопроводом - 70 %, канализацией – 64 %, в целом среди городского жилищного фонда – 80 % и 76 % соответственно, сельского жилищного фонда – 46 % и 32 % соответственно.
15. Общая протяженность водопроводных и канализационных сетей Костромской области составляет 2 927,4 км и 943,4 км соответственно, из них нуждается в замене 1 291,4 км (44,1 %) и 389 км (41,2%).
Уровень износа водопроводных и канализационных сетей в среднем по Костромской области составляет около 70 %.
16. Большое количество ветхих сетей ведет к увеличению числа аварий на сетях и к большим объемам утечек воды и неучтенного расхода воды. В 2010 году произошло 1 982 аварии и инцидента на водопроводных сетях и 214 - на канализационных сетях. В том же году общий объем утечек и неучтенного расхода воды составил 16 497,1 тыс. м3 или 25,5 % от всей поданной в сеть воды.
17. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения Костромской области питьевой водой нормального качества и в достаточном количестве. Около 50 % населения Костромской области использует для хозяйственно-питьевых целей воду, не соответствующую гигиеническим требованиям по различным показателям: высокое содержание железа, азотсодержащих соединений, минерализация, мутность, цветность, бактериальная загрязненность. Во многих населенных пунктах Костромской области ощущается недостаток воды. В городском округе городе Буй и городском округе городе Шарья существующие очистные сооружения водопровода работают с перегрузкой.
18. Аналогичное положение дел с системами и объектами водоотведения. В настоящее время только 15 городских и районных центров Костромской области имеют централизованное водоотведение, в 11 городах и районах области нет централизованной сети водоотведения с очисткой сточных вод на очистных сооружениях канализации.
С перегрузкой по гидравлике работают очистные сооружения канализации в поселке Никольское Никольского сельского поселения Костромского муниципального района, находятся в технически неисправном состоянии очистные сооружения канализации в городском поселении поселок Судиславль Судиславского муниципального района, в городском поселении поселок Кадый Кадыйского муниципального района, в деревне Гуляевка Островского сельского поселения Островского муниципального района и деревне Игодово Игодовского сельского поселения Островского муниципального района.
Степень износа сооружений водопроводно-канализационного хозяйства Костромской области по оценке 2010 года приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.
19. В последние годы положение с ремонтом и модернизацией систем водопроводно-канализационного хозяйства приняло критический характер и если системы, построенные в основном 20 - 30 лет назад, не будут обеспечены минимально необходимыми инвестициями, их разрушение примет необратимый характер и потребует во много раз больше средств для строительства новых сетей и сооружений.
Высокий физический и моральный износ объектов водопроводно-канализационного хозяйства ведет к созданию напряженной эпидемиологической ситуации по водообеспечению населения Костромской области.
20. По результатам лабораторных исследований, проведенных Госсанэпиднадзором, качество питьевой воды как в источниках, так и разводящей сети, остается неудовлетворительным и значительно превышает аналогичные показатели по Российской Федерации и Центральному федеральному округу.
В сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации, при необеспечении населения доброкачественной водой могут быть созданы предпосылки для возникновения и распространения вспышечной инфекционной заболеваемости, передающейся водным путем.
21. В условиях современного ярко выраженного техногенного воздействия на поверхностные источники водоснабжения альтернативным источником качественной питьевой воды могут стать подземные воды. Большинство населения Костромской области использует для хозяйственно-питьевых целей подземные воды (скважины, колодцы, родники). Костромская область располагает значительными ресурсами пресных подземных вод, пригодных для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Во многих населенных пунктах Костромской области подземные воды являются единственным доступным источником питьевой воды. Однако в отличие от артезианских скважин родники и колодцы не требуют значительных капитальных вложений. В небольших населенных пунктах родники и колодцы являются единственными источниками питьевого водоснабжения населения. В связи с этим, благоустройство и поддержание в надлежащем состоянии родников и колодцев имеет большое социальное значение.
Однако большинство подземных источников питьевой воды характеризуется высокой минерализацией и большим количеством железа. Для решения данной проблемы построены и эксплуатируются станция обезжелезивания в городском поселении поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района, водозабор из подземных источников и станция обезжелезивания в городском поселении поселок Сусанино Сусанинского муниципального района.
22. В настоящее время основная часть затрат на реализацию проектов по обеспечению населения качественной питьевой водой ложится на областной и местные бюджеты. Незначительными средствами для организации этих проектов обладают предприятия. Поэтому необходимо запустить новые механизмы финансирования, вовлекать с помощью экономических стимулов к участию в реконструкции и обслуживании систем водопроводно-канализационного хозяйства частные фирмы и предприятия.
23. Решение проблемы улучшения питьевого водоснабжения и содержания источников водоснабжения необходимо решать в рамках областной целевой программы, которая будет предусматривать комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий.
Реализация этих мер позволит оперативно и эффективно снизить напряженную водохозяйственную обстановку и решить проблему обеспечения населения области доброкачественной питьевой водой, улучшить санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку.