Недействующий

О ПРОГРАММЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЗАМЕЩАЮЩИХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2014 ГОДЫ "СЕМЬЯ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА" (с изменениями на: 11.11.2014)

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


12. Защита прав и законных интересов детей, улучшение их качества жизни и обеспечение всестороннего развития посредством создания благоприятных условий - важная задача социальной политики в Костромской области.

13. Реализация комплексных мероприятий, направленных на профилактику детской безнадзорности, семейного неблагополучия, развитие семейнозамещающих форм воспитания, целенаправленная деятельность исполнительных органов государственной власти Костромской области позволили достичь определенных положительных результатов и стабилизировать обстановку в работе с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Вместе с тем, сегодня страна переживает период трансформации института семьи. Этот процесс болезненно протекает везде, при этом в России изменение семейных ценностей идет на фоне экономического, политического и социального переустройства общества, изменения моральных и этических норм.

14. В 2005 году в Костромской области выявлено наибольшее количество детей, оставшихся без попечения родителей, - 730 чел., количество семей с детьми, находящимися в социально-опасном положении и нуждающимися в социальной адаптации, составляло 3119 семей, в них воспитывалось 5338 детей.

Количество детей, устраиваемых в семейнозамещающие формы, не превышало 50%.

В сложившейся обстановке администрацией Костромской области был принят комплекс срочных мер по профилактике социального сиротства и укреплению института кровной семьи, развитию семейнозамещающих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях обеспечения поддержки семей за счет временного помещения ребенка в государственное или муниципальное учреждение в каждом муниципальном образовании региона были созданы социально-реабилитационные центры или приюты. Однако процесс социальной реабилитации и сопровождения семей не носил комплексного и целевого характера, так как специалисты, его организующие, не имели для этого достаточного уровня специальных знаний, умений и навыков.

В целях преломления кризисной демографической ситуации в регионе была разработана нормативная база, определяющая правовые основы улучшения социально-экономического положения семей с детьми, защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие и укрепление института семейных форм устройства.

Для оказания социально-экономической помощи семьям, в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации, в регионе установлен широкий перечень мер социальной поддержки в виде пособий, компенсаций и других социальных выплат за счет средств областного бюджета:

многодетным семьям - ежемесячные и единовременные социальные выплаты, а также меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг без учета среднедушевого дохода семьи;

беременным женщинам, кормящим матерям, детям в возрасте до 3-х лет - ежемесячная денежная компенсация на обеспечение полноценным питанием;

родителям, дети которых посещают дошкольные образовательные организации, - выплата компенсации части родительской платы;

(в ред. постановления администрации Костромской области от 19.08.2014 N 359-а)

семьям, доход которых не превышает уровня прожиточного минимума, установленного по Костромской области, - единовременное пособие в связи с рождением ребенка, а также выплата ежемесячного пособия на ребенка;

детям, нуждающимся в лечении или обследовании в медицинских организациях, расположенных в областном центре, - компенсация оплаты стоимости проезда на ребенка и сопровождающего его лица;

малоимущим семьям - государственная социальная помощь.

15. За последние пять лет в результате принимаемых мер в 1,6 раза уменьшилось количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с 730 до 447 детей в год), и на 45% сократились показатели детей, осиротевших по причине лишения родителей родительских прав (с 281 до 153 детей в год). Количество детей, воспитывающихся в семейнозамещающих формах устройства (опека, приемная семья, патронат), увеличилось с 50 до 76%. По состоянию на 1 января 2010 года в 444 приемных семьях воспитывается 691 ребенок, что в 3,2 раза больше аналогичных показателей 2005 года.

Для оказания всесторонней помощи семьям, принявшим детей на воспитание, в области функционирует региональная общественная организация приемных семей "Теплый дом", организующая их сотрудничество и взаимопомощь.

16. Проводимая в регионе семейная политика привела к снижению потребности в стационарном обслуживании несовершеннолетних на 28%.

В качестве стратегического ответа на складывающуюся ситуацию в регионе было сокращено количество социозащитных учреждений для несовершеннолетних с 30 до 15 единиц, закрыты 2 общеобразовательные школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2 детских дома. Как альтернатива учреждениям, прекратившим свою деятельность, в регионе организована работа служб сопровождения семьи во всех муниципальных образованиях области. В целях координации их деятельности в 2008 году в области начал работать ресурсный центр по сопровождению замещающих семей.

По состоянию на 1 октября 2010 года, в 15 социально-реабилитационных центрах находятся 189 детей.

Основными направлениями деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, во время пребывания ребенка в учреждении и постреабилитационное сопровождение в течение 6 месяцев после пребывания в центре.

На каждого поступившего в социально-реабилитационный центр ребенка на основе комплексной диагностики составляется индивидуальная программа реабилитации воспитанника и его семьи, включающая в себя перечень реабилитационных мероприятий по восстановлению социального статуса ребенка и его семьи, детско-родительских отношений, содействие в получении образования, мобилизации внутренних ресурсов семьи.

В качестве инновационного опыта работы в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних применяются социальные технологии: "Сеть социальных контактов", "Семейная терапия", институт социального партнерства.

В учреждениях созданы условия для успешной реабилитации детей, имеются необходимая мебель и транспорт, в 6 учреждениях - комнаты психологической разгрузки.

Кадровый состав специализированных учреждений для несовершеннолетних составляют 427 специалистов, в том числе педагоги-психологи, специалисты по социальной работе, медицинские работники. Прошли обучение 57 специалистов (13,3%), планируется обучить 300 специалистов (70%).

17. В системе государственных учреждений по состоянию на 1 октября 2010 года воспитывается 588 детей (24% от общего количества детей, оставшихся без попечения родителей), в том числе:

в системе здравоохранения (специализированный дом ребенка) - 52;