N | Наименование мероприятия | Ответственный | Срок | Источник | Планируемые объемы | |||
всего | 2011 | 2012 | 2013 | |||||
1. | Известкование и фосфоритование кислых почв | Департамент | 2011-2013 | областной | 7,5 | 0 | 3,5 | 4 |
внебюджетный | 0,7 | 0 | 0,25 | 0,45 | ||||
2. | Внесение минеральных | Департамент | 2011-2013 | федеральный | 16,17 | 6,17 | 4,5 | 5,5 |
областной | 8,5 | 2,5 | 2,5 | 3,5 | ||||
внебюджетный | 98,7 | 20 | 34,5 | 44,2 | ||||
3. | Внесение органических | Департамент | 2011-2013 | внебюджетный | 56,35 | 14 | 19,5 | 22,85 |
4. | Агрохимическое и | Федеральное государственное учреждение "Государственная агрохимическая служба "Костромская", департамент агропромышленного комплекса Костромской | 2011-2013 | федеральный | 2,35 | 0,65 | 0,8 | 0,9 |
областной | 2,31 | 0,6 | 0,72 | 0,99 | ||||
внебюджетный | 0,83 | 0,25 | 0,28 | 0,3 | ||||
5. | Организация | Департамент | 2011-2013 | областной | 7,4 | 2 | 2,4 | 3 |
внебюджетный | 3,7 | 1 | 1,2 | 1,5 | ||||
6. | Мелиорация земель | Федеральное | 2011-2013 | федеральный | 38,9 | 11,9 | 15 | 12 |
областной | 8 | 0 | 4 | 4 | ||||
7. | Противопаводковые | Федеральное государственное учреждение "Управление "Костромамелиоводхоз", | 2011-2013 | федеральный | 4,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
областной | 4,6 | - | 2,3 | 2,3 | ||||
внебюджетный | 15,4 | - | 7,7 | 7,7 | ||||
8. | Приобретение | Департамент | 2011-2013 | областной | 25,99 | 11,33 | 7,33 | 7,33 |
внебюджетный | 59,6 | 20 | 18,3 | 21,3 | ||||
9. | Научно-техническое | Департамент | 2011-2013 | областной | 6 | 1 | 2 | 3 |
внебюджетный | 0,6 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||||
10. | Химическая защита растений | Департамент | 2011-2013 | федеральный | 0,67 | 0,17 | 0,2 | 0,3 |
областной | 3,15 | 0,85 | 1 | 1,3 | ||||
внебюджетный | 30,73 | 8,33 | 10,3 | 12,1 | ||||
11. | Культуртехнические работы | Департамент | 2011-2013 | областной | 11,6 | 4,9 | 6,7 | |
внебюджетный | 10,44 | 7,2 | 1,44 | 1,8 | ||||
Итого | 424,69 | 109,65 | 146,32 | 168,72 | ||||
в том числе: федеральный бюджет | 62,59 | 20,39 | 22 | 20,2 | ||||
областной бюджет | 85,05 | 18,28 | 30,65 | 36,12 | ||||
внебюджетный | 277,05 | 70,98 | 93,67 | 112,4 |
(таблица N 1 в новой редакции постановления администрации Костромской области N 365-а от 10.09.2013 года (НГР RU44000201300783))
19. Система мероприятий включает в себя:
1) известкование и фосфоритование почв.
В природно-климатических условиях области необходимо иметь пятилетний цикл известкования пахотных земель и восьмилетний - сенокосов и пастбищ. Исходя из реальных условий, в 2011-2013 годах планируется провести известкование почв на площади 5 тыс.га.
Работа по известкованию почв проводится строго по проектно-технологической документации, составляемой федеральным государственным учреждением Государственной станцией агрохимической службы "Костромская" по результатам почвенно - агрохимических изысканий.
Для получения стабильных и качественных урожаев растениеводческой продукции необходимо иметь в пахотных почвах содержание подвижного фосфора на уровне 170-180 мг/кг почвы. По состоянию на 01.01.2011, содержание фосфора в среднем составляет 103 мг/кг.
Наиболее простым и дешевым способом повышения фосфатного уровня в почвах является фосфоритование.
По опытным данным, внесение 1 т (200 кг в действующем веществе) фосфоритной муки позволяет поднять уровень содержания подвижного фосфора в песчаных и супесчаных почвах на 32-47 мг/кг, на легких и средних суглинках - 21-32 мг на килограмм почвы.
В первый год фосфоритование повышает урожайность на 1,6-4,1 ц/га зерна, а в последующем действует в течение всей ротации севооборота и обеспечивает суммарную прибавку 10-12 кг зерновых на 1 кг д.в. фосфора.
В Программе предусматривается, исходя из реальных финансовых возможностей, провести фосфоритование на площади 2,9 тыс.га.
2) внесение минеральных удобрений.
Наиболее существенным приемом воздействия на питательный режим почв и урожайность сельскохозяйственных культур является применение минеральных удобрений: азотных, фосфорных и калийных.
Потребность в минеральных удобрениях более чем в 6 раз превышает то количество, которое применяется в настоящее время. Так, в 2011 году фактически внесено 1,1 тыс. тонн д.в. (16% от потребности).
В связи с крайне малыми объемами внесения туков наблюдается резко отрицательный баланс основных питательных элементов: азота, фосфора, калия. Недостаток внесения на 1 га пашни азота составил в среднем за три года - 24 кг, фосфора –7,4 кг, калия - 23,1 кг, а в сумме N PK - 54,5кг (таблица 2).
В современных экономических условиях не представляется возможным выйти на оптимальные объемы применения удобрений для производства сельскохозяйственной продукции.
Программными мероприятиями предусматривается постепенное увеличение объемов применения минеральных удобрений, исходя из реальных финансовых и организационно-технических возможностей. К 2013 году объем применяемых удобрений составит 9,9 тыс. тонн д.в. (или 151% от уровня 2010 года).
При этом планируется достижение оптимального соотношения вносимых в почву питательных элементов, что позволит более эффективно использовать минеральные удобрения и достичь их нормативной окупаемости. В целях более экономного расходования минеральные удобрения следует вносить локальным способом, с соблюдением доз и сроков внесения, проводить комплексную диагностику минерального питания растений.
В настоящее время сельхозпредприятия используют в основном твердые формы минеральных удобрений. Однако до 1990 года успешно применялись жидкие удобрения.
Программой предусмотрено возобновить эти работы в ряде наиболее экономически сильных хозяйств.
3) внесение органических удобрений.
Среднегодовое внесение органических удобрений за 2006-2010 годы составило 246,6 тыс. тонн или 1,0 тонн на га посевной площади.
При существующем поголовье и продуктивности скота и птицы выход навоза составляет 1 300 тыс. тонн в год. В структуре органических удобрений наибольший удельный вес занимает полужидкий навоз.
На период реализации Программы планируется внести органических удобрений 1465 тыс. тонн и выполнить комплекс работ по торфу в объеме 262 тыс.тонн.
Предлагаемые объемы внесения органических удобрений определены, исходя из существующих и прогнозируемых экономических возможностей хозяйств, состояния материально-технической базы по производству и внесению органических удобрений.
Недостающее количество органических удобрений предполагается компенсировать за счет повышения эффективности полевого травосеяния, замены большей части чистых паров сидеральными, использование на удобрение послеуборочных растительных остатков.