14. На сегодняшний день органы власти различных уровней на территории Костромской области предоставляют гражданам и организациям почти 200 услуг, предусматривающих совершение органами власти юридически значимых действий (действий, влекущих возникновение, изменение, прекращение правоотношений или возникновение документированной информации).
15. Востребованность государственных и муниципальных услуг остается на стабильно высоком уровне. Наиболее востребованными у населения являются услуги в сфере регистрации прав на недвижимое имущество - в частности, общее количество обращений за предоставлением услуги "Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по Костромской области составило свыше 136000 за 2007 год, при этом наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества обращений. Также к числу массовых услуг относятся услуги по социальной поддержке граждан (общее количество обращений в органы социальной защиты населения за получением государственных услуг превысило 160 000) и услуги Федеральной миграционной службы по выдаче общегражданских паспортов и осуществлению регистрационного учета граждан по месту пребывания.
16. По большинству государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, большая часть приходится на город Кострому. Доля услуг варьируется от 35% (в части услуг Федеральной миграционной службы) до 70% (в части услуг по регистрации прав на недвижимое имущество).
При этом текущая ситуация с предоставлением перечисленных услуг в Костромской области характеризуется, как и в большинстве российских регионов, низким уровнем качества и доступности подавляющего большинства услуг, что, в конечном счете, проявляется в низкой оценке деятельности органов государственной власти гражданами.
17. Так, по результатам проведенного в Костромской области в 2007 году исследования уровня удовлетворенности населения оказываемыми услугами в отношении услуг, оказываемых за плату, оказалось, что 59% респондентов оценивают качество предоставления государственных услуг как удовлетворительное и неудовлетворительное, 31% - как хорошее и только 10% - оценили качество предоставления государственных услуг на "отлично".
18. Причины, порождающие низкое качество и доступность государственных и муниципальных услуг по рассмотренным параметрам, являются типичными для Российской Федерации в целом. Среди этих причин выделяются следующие:
1) несовершенство нормативно-правовой базы, наличие пробелов в законодательстве;
2) отсутствие механизмов межведомственного взаимодействия и информационного обмена в государственных и муниципальных структурах;
3) отсутствие механизмов коммуникации между поставщиками услуг и их потребителями;
4) физическая неприспособленность большинства мест оказания массовых услуг для комфортного пребывания граждан;
5) отсутствие мотивации государственных и муниципальных служащих к повышению качества обслуживания населения, недостаточный уровень квалификации служащих.
19. Ввиду многообразия перечисленных проблем их решение возможно только в рамках комплексных программ, предусматривающих как мероприятия по совершенствованию нормативной базы, так и мероприятия по организационному совершенствованию процесса предоставления услуг и межведомственного взаимодействия, переоборудованию присутственных мест, повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, созданию каналов обратной связи между государственным сектором и потребителями услуг.
20. На сегодняшний день наиболее эффективным механизмом, позволяющим комплексно реализовать все перечисленные направления повышения качества государственных и муниципальных услуг, является создание многофункциональных центров предоставления услуг населению (далее - МФЦ). Указанное направление определено Концепцией административной реформы в Российской Федерации в качестве основного приоритета административной реформы в Российской Федерации в 2008-2011 годах.
МФЦ - это организация, учрежденная или уполномоченная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для организации обеспечения предоставления федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг в режиме "единого окна".
21. Основными целями создания МФЦ являются:
1) упрощение процедур получения заявителями государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа "единого окна";
2) сокращение количества документов, необходимых для получения услуг;
3) сокращение сроков предоставления услуг;
4) противодействие коррупции при предоставлении услуг;
5) повышение удовлетворенности заявителей качеством предоставления услуг;
6) повышение эффективности межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг.
22. Для достижения поставленных целей МФЦ обеспечивает решение следующих задач:
1) реализация принципа "единого окна" при предоставлении государственных и муниципальных услуг, то есть обеспечение таких условий получения услуг, при которых прием (выдача) документов в рамках предоставления услуг производится однократно, а все необходимые дальнейшие процедуры, в том числе межведомственные согласования и предоставление ведомствами требуемой для предоставления услуг информации, осуществляются государственными и муниципальными структурами самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия;
2) оптимизация административных процедур, административных действий и порядка принятия решений;
3) обеспечение максимальной комфортности получения услуг при организации и оборудовании мест приема и консультирования заявителей;
4) повышение качества информирования заявителей о порядке, способах и условиях получения услуг на базе МФЦ, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением услуг;
5) внедрение практики интерактивного взаимодействия с заявителями при предоставлении услуг;
6) упрощение порядка получения заявителями услуг, в предоставлении которых совместно участвуют органы власти разных уровней;