Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ОВОЩЕЙ ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2015 ГОДЫ"

Глава 2 Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


1. Ведомственная целевая программа "Развитие производства овощей защищенного грунта в Костромской области на 2013-2015 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Государственной программой Костромской области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной администрацией Костромской области от 21 декабря 2012 года N 508-а "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013 - 2020 годы".

Главными приоритетами Программы является повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение роста объемов производства продукции, производимой предприятиями агропромышленного комплекса Костромской области.

Программа призвана стать инструментом для достижения приоритетных целей устойчивого развития сельскохозяйственного производства в Костромской области, что является частью функций департамента агропромышленного комплекса Костромской области по проведению государственной политики в сфере АПК и развития сельских территорий в соответствии со Схемой территориального планирования Костромской области, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 10 октября 2011 года N 372-а "Об утверждении Схемы территориального планирования Костромской области" (Приложение N 1).

Программа направлена на развитие одной из перспективных отраслей - овощеводства.

2. Овощеводство является особой подотраслью агропромышленного комплекса как Российской Федерации в целом, так и Костромской области в отдельности. Овощи выступают как мощнейший регулятор здоровья, богатейший источник природных витаминов, антиоксидантов, незаменимых аминокислот и других биологически активных веществ, которых нет в других продуктах питания, и оказывают непосредственное влияние на продолжительность жизни населения. Не случайно Всемирная организация здравоохранения как один из показателей при оценке качества жизни в стране принимает уровень потребления населением овощебахчевой продукции.

3. Важную роль для снабжения населения овощами влияет производство овощей защищенного грунта. Возможность употребления свежих овощей в пищу в регионе ограничивается сезоном года. Зимой и ранней весной содержание овощей в пищевом рационе населения резко сокращается. Поэтому в решении вопроса ликвидации сезонности в потреблении свежих овощей важное значение имеет выращивание овощей в защищенном грунте.

4. В настоящее время на территории Костромской области крупными сельскохозяйственными организациями, занимающиеся производством овощей защищенного грунта является ОАО "Тепличный комбинат "Высоковский" и ООО "Цветы Высоково". Выручка от реализации овощей защищенного грунта представлена в приложении N 2.

Таблица N 1

Анализ состояния овощеводства защищенного грунта Костромской области в сельскохозяйственных организациях

Наименование показателя

2010 год

2011 год

2012 год (факт)

2012/2010 г,  %

Площадь теплиц, га

17,7

17,7

17,9

101,1

Урожайность овощей защищенного грунта, кг/м2

34,20

28,30

36,50

106,7

Валовой сбор овощей защищенного грунта, тыс.тонн

6,0

5,0

6,5

108,3

Выручка от реализации продукции в сельскохозяйственных организациях, тыс.руб.

280031

240351

293409

104,8

Несмотря на высокие объемы производства овощей на предприятии, в зимне-весенний период в регионе образуется определенный дефицит овощной продукции. Образовавшийся вакуум заполняется дешевой импортной продукцией. Серьезную озабоченность вызывает качество данной продукции.

5. Увеличению темпов роста валового производства овощей защищенного грунта препятствует ряд проблем.

Физический и моральный износ теплиц ведет к тому, что увеличение производства овощей повышает энерго- и ресурсозатраты, и дальнейшее наращивание объемов производства овощей без проведения реконструкции и внедрения современных технологий становится экономически нецелесообразным.

Постоянное повышение цен на энергоресурсы, технику, удобрения, средства защиты растений не позволяет самостоятельно осуществлять реконструкцию старых и строительство новых теплиц за счет собственных средств в виду их высокой капиталоемкости и энергоемкости.

Сдерживающим фактором увеличения производства овощей в защищенном грунте является малое количество тепличных комплексов для их производства.

6. Финансовая поддержка из бюджета региона позволит стабилизировать производство овощей в защищенном грунте, перейти к наращиванию объемов производства, обеспечив тем самым необходимый уровень потребления овощной продукции населением Костромской области.

На решение указанных проблем и направлена Программа, призванная стать инструментом для устойчивого развития овощеводства защищенного грунта Костромской области.

7. Увеличение производства овощей защищенного грунта позволит обеспечить потребности отечественного рынка в овощах равномерно в течение года, создаст условия для эффективного развития отрасли, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК Костромской области, увеличение прибыли производства продукции овощеводства закрытого грунта и повышение благосостояния сельского населения.

В целом комплекс мер приведет к повышению престижности труда в сельском хозяйстве, привлечению в отрасль квалифицированных кадров, улучшению демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности, развитию транспортной инфраструктуры и жилой застройки, связанной со схемами территориального планирования. Программа будет реализовываться в тесной увязке с ранее принятыми областными целевыми Программами, а также иными нормативными правовыми актами, которые приведены в перечне нормативных правовых актов (приложение N 3).

Программа разработана в целях реализации "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717.