Недействующий

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД


г. Кострома 1997 г.

"Программа развития бытового обслуживания населения в Костромской области" (в дальнейшем Программа) разработана с учетом предложений Рекомендаций Росбытсоюза, руководителей предприятий бытового обслуживания населения.

В качестве источников информации в Программе использованы данные комитета статистики, администраций городов и районов. При недостатке информации применялись методы экспертной оценки.

Необходимость разработки Программы связана с тем, что кризисные явления, происходящие в экономике в наибольшей степени затронули сферу бытового обслуживания населения. Значительно ухудшился уровень обслуживания населения, особенно проживающих в отдаленных от райцентра селах.

Бытовое обслуживание населения, как отрасль, в числе первых подверглась реформированию в период перехода к рынку и в настоящее время несет большую социальную нагрузку, а также является сферой приоритетного приложения труда на этапе становления рыночной экономики. Для стабилизации бытового обслуживания необходим длительный период, рассчитанный не на один год. При этом имеется в виду, что успешное развитие бытового обслуживания населения возможно лишь при наличии благоприятных экономических, правовых и других условий.

Областная программа развития бытового обслуживания населения на 1998 год определяет основные направления, цели и приоритеты организационно-экономических преобразований с учетом видов услуг и включает в себя комплекс мер, реализация которых будет осуществляться на областном и местном уровнях.

Основной целью политики администрации области по развитию бытового обслуживания населения является - удовлетворение спроса населения на бытовые услуги, укрепление материально-технической базы службы быта, повышение эффективности производства, развитие предпринимательства, создание условий для расширения количества рабочих мест и притока кадров, высвобождающихся из отраслей материального производства. Указанные меры могут быть реализованы путем:

- развития предпринимательской инициативы на базе новых организационно-правовых форм предприятий бытового обслуживания;

- совершенствования управления бытового обслуживания населения;

- создания новых мощностей;

- повышения эффективности работы действующих предприятий;

- финансово-экономической поддержки предприятий, оказывающих социально-значимые услуги населению.

Благоприятные условия должны быть созданы для более полного использования сохранившейся сети, а также развития предпринимательства и, прежде всего, индивидуальной трудовой деятельности в сфере услуг.

2.1. Влияние платежеспособного спроса населения на бытовые услуги и тенденции его развития

Основной причиной снижения физических объемов реализации бытовых услуг является снижение платежеспособного спроса населения.

В 1991 году цены на бытовые услуги для населения к 1990 году возросли в 2.1 раза. Денежные доходы на душу населения также возросли в 2.1 раза. При одинаковых темпах роста цен на бытовые услуги и денежных доходов на душу населения происходит падение физического объема реализации бытовых услуг к уровню 1990 г. на 27.6%. В 1992 году цены возросли к уровню 1991 года в 14.5 раз, в свою очередь денежные доходы на душу населения увеличились в 7.5 раза, что в 2 раза ниже роста цен на бытовые услуги. Произошло значительное снижение физического объема реализации бытовых услуг населению.

Темп роста реализации услуг в сопоставимых ценах к уровню 1991 года составил уже 41% и снижение достигло 59%.

В 1993 году тенденция роста цен на бытовые услуги, сложившейся в 1992 году полностью сохраняется. Цены за год выросли еще в 15.9 раз при росте денежных доходов на душу населения в 11.7 раза.

Продолжает сокращаться объем реализации бытовых услуг в сопоставимых ценах, на 22.1% к уровню 1992 года. В 1994 году наблюдается значительное повышение роста цен на бытовые услуги в сравнении с ростом денежных доходов на душу населения. Цены на услуги выросли к уровню 1993 года в 4.5 раза, доходы на душу населения в 4.4 раза. В этих условиях физический объем реализации бытовых услуг к предшествующему году замедлился и составил 76.3%.

В 1995 году наблюдается незначительное превышение роста денежных доходов на душу населения в сравнении с ростом цен и тарифов на бытовые услуги. Доходы на душу населения к уровню 1994 года поднялись в 2.5 раза, цены на услуги - в 2.3 раза. В 1995 году впервые с начала экономических преобразований увеличился объем бытовых услуг в сопоставимых ценах на 1.37% к уровню 1994 года. Опережение роста цен на бытовые услуги над денежными доходами населения в 1996 заметно сказывается на дальнейшем сокращении объема реализации бытовых услуг, и в 1996 году физический объем реализации бытовых услуг в сопоставимых ценах к уровню 1995 года снизился на 20.7%. Анализ денежных доходов населения и роста цен на бытовые услуги в текущем году показывает, что возможно дальнейшее сокращение объема реализации бытовых услуг.

2.2. Объемы реализации и структурные изменения бытовых услуг

Объем реализации бытовых услуг из-за роста цен на услуги находится в неустойчивом состоянии, в результате происходит снижение физического объема услуг.

Реализация бытовых услуг в сопоставимых ценах (в %)

72.4 41.0 77.9 76.3 101.3 79.3 14.2

Начиная с 1990 года объем реализации бытовых услуг (в сопоставимых ценах) за шесть лет уменьшился в 7 раз.

Переход к рыночным отношениям, процессы приватизации, рост цен на услуги повлекли за собой изменения в структуре оказываемых видов бытовых услуг. Структура услуг за ряд лет, начиная с 1990 года приведена в таблице N 1.

Таблица N 1