Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 1998 года N 124

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД

Утратило силу

постановлением губернатора Костромской области N 800 от 29.12.2006 года

В целях дальнейшего развития бытового обслуживания населения и удовлетворения спроса населения на бытовые услуги постановляю:

1. Утвердить Программу развития бытового обслуживания населения области на 1998 год (приложение N 1).

2. Департаментам, комитетам, управлениям и отделам администрации области, главам местного самоуправления обеспечить реализацию соответствующих мероприятий, предусмотренных Программой.

3. Главам местного самоуправления рекомендовать:

- разработать и утвердить местные программы поддержки и развития бытового обслуживания населения;

- строить свои отношения с предприятиями бытового обслуживания, оказывающими социально значимые услуги сельскому населению, в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями.

4. Утвердить перечень социально значимых видов бытовых услуг (приложение N 2).

5. Комитету по управлению государственным имуществом (П.А.Кустову), комитету потребительского рынка и услуг (В.Л.Филиппову) внести изменения и дополнения в Устав ГПКП "Костромабытсервис" в соответствии с задачами и функциями, определенными настоящим постановлением.

6. Утвердить Положение и состав совета по развитию и поддержке бытового обслуживания населения (приложение N 3, 4).

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области С.Б.Косарева.

Глава администрации Костромской области В.А.Шершунов

Приложение N 1
к постановлению
главы администрации
Костромской области
от 10 марта 1998 г. N 124


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД


г. Кострома 1997 г.

"Программа развития бытового обслуживания населения в Костромской области" (в дальнейшем Программа) разработана с учетом предложений Рекомендаций Росбытсоюза, руководителей предприятий бытового обслуживания населения.

В качестве источников информации в Программе использованы данные комитета статистики, администраций городов и районов. При недостатке информации применялись методы экспертной оценки.

Необходимость разработки Программы связана с тем, что кризисные явления, происходящие в экономике в наибольшей степени затронули сферу бытового обслуживания населения. Значительно ухудшился уровень обслуживания населения, особенно проживающих в отдаленных от райцентра селах.

Бытовое обслуживание населения, как отрасль, в числе первых подверглась реформированию в период перехода к рынку и в настоящее время несет большую социальную нагрузку, а также является сферой приоритетного приложения труда на этапе становления рыночной экономики. Для стабилизации бытового обслуживания необходим длительный период, рассчитанный не на один год. При этом имеется в виду, что успешное развитие бытового обслуживания населения возможно лишь при наличии благоприятных экономических, правовых и других условий.

Областная программа развития бытового обслуживания населения на 1998 год определяет основные направления, цели и приоритеты организационно-экономических преобразований с учетом видов услуг и включает в себя комплекс мер, реализация которых будет осуществляться на областном и местном уровнях.

Основной целью политики администрации области по развитию бытового обслуживания населения является - удовлетворение спроса населения на бытовые услуги, укрепление материально-технической базы службы быта, повышение эффективности производства, развитие предпринимательства, создание условий для расширения количества рабочих мест и притока кадров, высвобождающихся из отраслей материального производства. Указанные меры могут быть реализованы путем:

- развития предпринимательской инициативы на базе новых организационно-правовых форм предприятий бытового обслуживания;

- совершенствования управления бытового обслуживания населения;

- создания новых мощностей;

- повышения эффективности работы действующих предприятий;

- финансово-экономической поддержки предприятий, оказывающих социально-значимые услуги населению.

Благоприятные условия должны быть созданы для более полного использования сохранившейся сети, а также развития предпринимательства и, прежде всего, индивидуальной трудовой деятельности в сфере услуг.

2.1. Влияние платежеспособного спроса населения на бытовые услуги и тенденции его развития

Основной причиной снижения физических объемов реализации бытовых услуг является снижение платежеспособного спроса населения.

В 1991 году цены на бытовые услуги для населения к 1990 году возросли в 2.1 раза. Денежные доходы на душу населения также возросли в 2.1 раза. При одинаковых темпах роста цен на бытовые услуги и денежных доходов на душу населения происходит падение физического объема реализации бытовых услуг к уровню 1990 г. на 27.6%. В 1992 году цены возросли к уровню 1991 года в 14.5 раз, в свою очередь денежные доходы на душу населения увеличились в 7.5 раза, что в 2 раза ниже роста цен на бытовые услуги. Произошло значительное снижение физического объема реализации бытовых услуг населению.

Темп роста реализации услуг в сопоставимых ценах к уровню 1991 года составил уже 41% и снижение достигло 59%.

В 1993 году тенденция роста цен на бытовые услуги, сложившейся в 1992 году полностью сохраняется. Цены за год выросли еще в 15.9 раз при росте денежных доходов на душу населения в 11.7 раза.

Продолжает сокращаться объем реализации бытовых услуг в сопоставимых ценах, на 22.1% к уровню 1992 года. В 1994 году наблюдается значительное повышение роста цен на бытовые услуги в сравнении с ростом денежных доходов на душу населения. Цены на услуги выросли к уровню 1993 года в 4.5 раза, доходы на душу населения в 4.4 раза. В этих условиях физический объем реализации бытовых услуг к предшествующему году замедлился и составил 76.3%.

В 1995 году наблюдается незначительное превышение роста денежных доходов на душу населения в сравнении с ростом цен и тарифов на бытовые услуги. Доходы на душу населения к уровню 1994 года поднялись в 2.5 раза, цены на услуги - в 2.3 раза. В 1995 году впервые с начала экономических преобразований увеличился объем бытовых услуг в сопоставимых ценах на 1.37% к уровню 1994 года. Опережение роста цен на бытовые услуги над денежными доходами населения в 1996 заметно сказывается на дальнейшем сокращении объема реализации бытовых услуг, и в 1996 году физический объем реализации бытовых услуг в сопоставимых ценах к уровню 1995 года снизился на 20.7%. Анализ денежных доходов населения и роста цен на бытовые услуги в текущем году показывает, что возможно дальнейшее сокращение объема реализации бытовых услуг.

2.2. Объемы реализации и структурные изменения бытовых услуг

Объем реализации бытовых услуг из-за роста цен на услуги находится в неустойчивом состоянии, в результате происходит снижение физического объема услуг.

Реализация бытовых услуг в сопоставимых ценах (в %)

72.4 41.0 77.9 76.3 101.3 79.3 14.2

Начиная с 1990 года объем реализации бытовых услуг (в сопоставимых ценах) за шесть лет уменьшился в 7 раз.

Переход к рыночным отношениям, процессы приватизации, рост цен на услуги повлекли за собой изменения в структуре оказываемых видов бытовых услуг. Структура услуг за ряд лет, начиная с 1990 года приведена в таблице N 1.

Таблица N 1

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

обуви крашение шевых херских услуги

В структуре оказываемых населению бытовых услуг основными были услуги по ремонту и пошиву одежды, ремонту сложно-бытовой техники. На их долю в 1991 году приходилось более 50% общего объема реализации бытовых услуг. В 1996 году - 15%. При этом в 1996 году произошел значительный спад удельного веса услуг, так ремонт и пошив обуви (с 10.0% в 1991 году до 3.8% в 1996 г.), изготовление и ремонт мебели (с 3.4% в 1991 г. до 0.8% в 1996 г.), химчистка и крашение (с 1.1% в 1991 г. до 0.6% в 1996 г.). Снижается спрос населения на услуги: индивидуальный пошив и вязка трикотажных изделий, индивидуальный пошив меховых и кожаных изделий, ремонт и строительство жилья. На этом фоне весьма заметны темпы роста удельного веса таких услуг как: ритуальных (с 4.4% в 1991 г. до 8.3% в 1996 г.), услуги фотографий (с 1.1% в 1991 г. до 5.3% в 1996 г.). В то же время следует отметить, что в настоящее время спрос населения на отдельные виды услуг не удовлетворен. Так, у сельского населения остаются проблемы с получением чисто сельских услуг: вспашка земли, распиловка дров, кладка печей, выделка овчины и катка валенок. Недостаточная финансовая поддержка местных органов власти, низкая рентабельность и убыточность большинства видов услуг приводит к изменению структуры оказываемых населению бытовых услуг.

2.3. Цены на бытовые услуги

Цены на бытовые услуги с 1990 года по 1996 год увеличились в среднем в 1510 раза, по видам услуг рост цен имел различные значения (сводный индекс цен на социально-значимые виды услуг приведен в таблице N 2).

За указанный период существенно повысились цены по таким видам услуг как: на ремонт сложно-бытовой техники, транспортных средств, обуви и услуг проката, фотоуслуг и парикмахерских. Высокие цены на бытовые услуги складываются под влиянием следующих факторов:

- снижение объемов услуг происходит на бытовые услуги, при одновременном сохранении издержек на производстве;

- значительный рост амортизационных отчислений;

- высокие цены на тепло и электроэнергию, сырье и материалы.

Цены на предприятиях негосударственных структур по отдельным видам бытовых услуг растут быстрее, чем цены на государственных предприятиях.

В разделе форм собственности в целом по бытовым услугам цены менялись следующим образом:

Предприятия

1996 год в % к предыдущему месяцу

Государственные

Таблица N 2

СРЕДНИЙ ИНДЕКС ЦЕН НА СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ВИДЫ УСЛУГ


N N

Рост цен (в %)

изделий графий

Ценовой фактор привел к резкому сокращению потребления отдельных видов услуг, что ухудшило социальное положение населения.

Тревожная ситуация складывается с обеспеченностью населения услугами химчистки и крашения одежды, услугами бань и прачечных, ритуальных.

2.4. Предприятия и предприниматели области, оказывающие бытовые услуги населению

По состоянию на 01.10.96 г. в области было зарегистрировано 610 предприятий, занимающихся оказанием бытовых услуг населению, в том числе в сельской местности - 232 ед. (Распределение предприятий по видам деятельности приведено в таблице N 3).

Кроме того, оказывают бытовые услуги населению предприниматели, их зарегистрировано в области около 500 человек. Ими оказываются населению следующие виды услуг:

- пошив головных уборов;

- вязка трикотажных изделий;

- вышивка;

- ремонт СБТ;

- парикмахерские услуги;

- фотоуслуги;

- ремонт транспортных средств;

- ритуальные.

В бытовом обслуживании значительную долю услуг оказывают предприниматели, осуществляющие свою деятельность без установленной регистрации. По экспертной оценке их численность составляет более 500 человек.

Таблица N 3

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ВИДАМ БЫТОВЫХ УСЛУГ


Всего

в т.ч. сельской местности

Ремонт обуви техники транспортных средств Химчистка и крашение ство жилья шевых

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»