ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 1998 года N 124
О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД
Утратило силу
постановлением губернатора Костромской области N 800 от 29.12.2006 года
В целях дальнейшего развития бытового обслуживания населения и удовлетворения спроса населения на бытовые услуги постановляю:
1. Утвердить Программу развития бытового обслуживания населения области на 1998 год (приложение N 1).
2. Департаментам, комитетам, управлениям и отделам администрации области, главам местного самоуправления обеспечить реализацию соответствующих мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Главам местного самоуправления рекомендовать:
- разработать и утвердить местные программы поддержки и развития бытового обслуживания населения;
- строить свои отношения с предприятиями бытового обслуживания, оказывающими социально значимые услуги сельскому населению, в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями.
4. Утвердить перечень социально значимых видов бытовых услуг (приложение N 2).
5. Комитету по управлению государственным имуществом (П.А.Кустову), комитету потребительского рынка и услуг (В.Л.Филиппову) внести изменения и дополнения в Устав ГПКП "Костромабытсервис" в соответствии с задачами и функциями, определенными настоящим постановлением.
6. Утвердить Положение и состав совета по развитию и поддержке бытового обслуживания населения (приложение N 3, 4).
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области С.Б.Косарева.
Глава администрации Костромской области В.А.Шершунов
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Кострома 1997 г.
"Программа развития бытового обслуживания населения в Костромской области" (в дальнейшем Программа) разработана с учетом предложений Рекомендаций Росбытсоюза, руководителей предприятий бытового обслуживания населения.
В качестве источников информации в Программе использованы данные комитета статистики, администраций городов и районов. При недостатке информации применялись методы экспертной оценки.
Необходимость разработки Программы связана с тем, что кризисные явления, происходящие в экономике в наибольшей степени затронули сферу бытового обслуживания населения. Значительно ухудшился уровень обслуживания населения, особенно проживающих в отдаленных от райцентра селах.
Бытовое обслуживание населения, как отрасль, в числе первых подверглась реформированию в период перехода к рынку и в настоящее время несет большую социальную нагрузку, а также является сферой приоритетного приложения труда на этапе становления рыночной экономики. Для стабилизации бытового обслуживания необходим длительный период, рассчитанный не на один год. При этом имеется в виду, что успешное развитие бытового обслуживания населения возможно лишь при наличии благоприятных экономических, правовых и других условий.
Областная программа развития бытового обслуживания населения на 1998 год определяет основные направления, цели и приоритеты организационно-экономических преобразований с учетом видов услуг и включает в себя комплекс мер, реализация которых будет осуществляться на областном и местном уровнях.
Основной целью политики администрации области по развитию бытового обслуживания населения является - удовлетворение спроса населения на бытовые услуги, укрепление материально-технической базы службы быта, повышение эффективности производства, развитие предпринимательства, создание условий для расширения количества рабочих мест и притока кадров, высвобождающихся из отраслей материального производства. Указанные меры могут быть реализованы путем:
- развития предпринимательской инициативы на базе новых организационно-правовых форм предприятий бытового обслуживания;
- совершенствования управления бытового обслуживания населения;
- создания новых мощностей;
- повышения эффективности работы действующих предприятий;
- финансово-экономической поддержки предприятий, оказывающих социально-значимые услуги населению.
Благоприятные условия должны быть созданы для более полного использования сохранившейся сети, а также развития предпринимательства и, прежде всего, индивидуальной трудовой деятельности в сфере услуг.
2.1. Влияние платежеспособного спроса населения на бытовые услуги и тенденции его развития
Основной причиной снижения физических объемов реализации бытовых услуг является снижение платежеспособного спроса населения.
В 1991 году цены на бытовые услуги для населения к 1990 году возросли в 2.1 раза. Денежные доходы на душу населения также возросли в 2.1 раза. При одинаковых темпах роста цен на бытовые услуги и денежных доходов на душу населения происходит падение физического объема реализации бытовых услуг к уровню 1990 г. на 27.6%. В 1992 году цены возросли к уровню 1991 года в 14.5 раз, в свою очередь денежные доходы на душу населения увеличились в 7.5 раза, что в 2 раза ниже роста цен на бытовые услуги. Произошло значительное снижение физического объема реализации бытовых услуг населению.
Темп роста реализации услуг в сопоставимых ценах к уровню 1991 года составил уже 41% и снижение достигло 59%.
В 1993 году тенденция роста цен на бытовые услуги, сложившейся в 1992 году полностью сохраняется. Цены за год выросли еще в 15.9 раз при росте денежных доходов на душу населения в 11.7 раза.
Продолжает сокращаться объем реализации бытовых услуг в сопоставимых ценах, на 22.1% к уровню 1992 года. В 1994 году наблюдается значительное повышение роста цен на бытовые услуги в сравнении с ростом денежных доходов на душу населения. Цены на услуги выросли к уровню 1993 года в 4.5 раза, доходы на душу населения в 4.4 раза. В этих условиях физический объем реализации бытовых услуг к предшествующему году замедлился и составил 76.3%.
В 1995 году наблюдается незначительное превышение роста денежных доходов на душу населения в сравнении с ростом цен и тарифов на бытовые услуги. Доходы на душу населения к уровню 1994 года поднялись в 2.5 раза, цены на услуги - в 2.3 раза. В 1995 году впервые с начала экономических преобразований увеличился объем бытовых услуг в сопоставимых ценах на 1.37% к уровню 1994 года. Опережение роста цен на бытовые услуги над денежными доходами населения в 1996 заметно сказывается на дальнейшем сокращении объема реализации бытовых услуг, и в 1996 году физический объем реализации бытовых услуг в сопоставимых ценах к уровню 1995 года снизился на 20.7%. Анализ денежных доходов населения и роста цен на бытовые услуги в текущем году показывает, что возможно дальнейшее сокращение объема реализации бытовых услуг.
2.2. Объемы реализации и структурные изменения бытовых услуг
Объем реализации бытовых услуг из-за роста цен на услуги находится в неустойчивом состоянии, в результате происходит снижение физического объема услуг.
Реализация бытовых услуг в сопоставимых ценах (в %) | |
72.4 41.0 77.9 76.3 101.3 79.3 14.2 |
Начиная с 1990 года объем реализации бытовых услуг (в сопоставимых ценах) за шесть лет уменьшился в 7 раз.
Переход к рыночным отношениям, процессы приватизации, рост цен на услуги повлекли за собой изменения в структуре оказываемых видов бытовых услуг. Структура услуг за ряд лет, начиная с 1990 года приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
1990 г. | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | ||||||||||||
обуви крашение шевых херских услуги |
В структуре оказываемых населению бытовых услуг основными были услуги по ремонту и пошиву одежды, ремонту сложно-бытовой техники. На их долю в 1991 году приходилось более 50% общего объема реализации бытовых услуг. В 1996 году - 15%. При этом в 1996 году произошел значительный спад удельного веса услуг, так ремонт и пошив обуви (с 10.0% в 1991 году до 3.8% в 1996 г.), изготовление и ремонт мебели (с 3.4% в 1991 г. до 0.8% в 1996 г.), химчистка и крашение (с 1.1% в 1991 г. до 0.6% в 1996 г.). Снижается спрос населения на услуги: индивидуальный пошив и вязка трикотажных изделий, индивидуальный пошив меховых и кожаных изделий, ремонт и строительство жилья. На этом фоне весьма заметны темпы роста удельного веса таких услуг как: ритуальных (с 4.4% в 1991 г. до 8.3% в 1996 г.), услуги фотографий (с 1.1% в 1991 г. до 5.3% в 1996 г.). В то же время следует отметить, что в настоящее время спрос населения на отдельные виды услуг не удовлетворен. Так, у сельского населения остаются проблемы с получением чисто сельских услуг: вспашка земли, распиловка дров, кладка печей, выделка овчины и катка валенок. Недостаточная финансовая поддержка местных органов власти, низкая рентабельность и убыточность большинства видов услуг приводит к изменению структуры оказываемых населению бытовых услуг.
2.3. Цены на бытовые услуги
Цены на бытовые услуги с 1990 года по 1996 год увеличились в среднем в 1510 раза, по видам услуг рост цен имел различные значения (сводный индекс цен на социально-значимые виды услуг приведен в таблице N 2).
За указанный период существенно повысились цены по таким видам услуг как: на ремонт сложно-бытовой техники, транспортных средств, обуви и услуг проката, фотоуслуг и парикмахерских. Высокие цены на бытовые услуги складываются под влиянием следующих факторов:
- снижение объемов услуг происходит на бытовые услуги, при одновременном сохранении издержек на производстве;
- значительный рост амортизационных отчислений;
- высокие цены на тепло и электроэнергию, сырье и материалы.
Цены на предприятиях негосударственных структур по отдельным видам бытовых услуг растут быстрее, чем цены на государственных предприятиях.
В разделе форм собственности в целом по бытовым услугам цены менялись следующим образом:
Предприятия | 1996 год в % к предыдущему месяцу | |||||||
Государственные |
СРЕДНИЙ ИНДЕКС ЦЕН НА СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ВИДЫ УСЛУГ
N N | Рост цен (в %) | ||||||||
изделий графий |
Ценовой фактор привел к резкому сокращению потребления отдельных видов услуг, что ухудшило социальное положение населения.
Тревожная ситуация складывается с обеспеченностью населения услугами химчистки и крашения одежды, услугами бань и прачечных, ритуальных.
2.4. Предприятия и предприниматели области, оказывающие бытовые услуги населению
По состоянию на 01.10.96 г. в области было зарегистрировано 610 предприятий, занимающихся оказанием бытовых услуг населению, в том числе в сельской местности - 232 ед. (Распределение предприятий по видам деятельности приведено в таблице N 3).
Кроме того, оказывают бытовые услуги населению предприниматели, их зарегистрировано в области около 500 человек. Ими оказываются населению следующие виды услуг:
- пошив головных уборов;
- вязка трикотажных изделий;
- вышивка;
- ремонт СБТ;
- парикмахерские услуги;
- фотоуслуги;
- ремонт транспортных средств;
- ритуальные.
В бытовом обслуживании значительную долю услуг оказывают предприниматели, осуществляющие свою деятельность без установленной регистрации. По экспертной оценке их численность составляет более 500 человек.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ВИДАМ БЫТОВЫХ УСЛУГ
Всего | в т.ч. сельской местности | |||||||
Ремонт обуви техники транспортных средств Химчистка и крашение ство жилья шевых |